• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Якокут

    Якокут, посёлок городского типа в Алданском районе Якутской АССР. Расположен в 29 км к Ю.-В. от Алдана…



    Якопо делла Кверча

    Якопо делла Кверча, Якопо детла Куэрча (Jacopo della Quercia) (около 1374, Сиена, - 20.10.1438, там же), итальянский скульптор, представитель Раннего Возрождения. В 1401 участвовал в конкурсе на…



    Якопоне да Тоди

    Якопоне да Тоди (Jacopone da Todi; точнее - Якопо Бенедетти, Benedetti) (около 1230, Тоди, Умбрия, - 25.12.1306, Коллаццоне), итальянский поэт. Получил юридическое образование. Был адвокатом до 1268…



    Якорное устройство

    Якорное устройство, совокупность приспособлений и механизмов, служащих для отдачи, подъёма и хранения якорей па судне или другом плавучем средстве и для удержания судна на якорях судовых. Основные…



    Якорцы

    Якорцы (Tribulus), род большей частью однолетних трав семейства парнолистниковых. Стебли обычно простёртые, листья парноперистые. Цветки мелкие, одиночные. Плоды дробные, распадающиеся на 5 плодиков (…



    Якорь (судовой)

    Якорь судовой, устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Я. должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надёжное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом. Характеризуются Я. т. н. держащей силой — силой, которую необходимо приложить к единице веса Я., чтобы выдернуть его из грунта, когда веретено горизонтально. Держащая сила зависит от конструкции, веса Я., рода грунта.

    Первые Я. появились более 4 тыс. лет назад и представляли собой камень, привязанный к верейке (якорный камень). Прототип наиболее распространённого в эпоху парусного флота Я. (т. н. адмиралтейского) появился около 3 тыс. лет назад (сначала был деревянным). Действует следующим образом (рис. 1): Я. ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока; при попытке протащить Я. по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надёжны, обладают хорошей держащей силой (6—12 кгс на 1 кгс веса Я.). Однако из-за специфики конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача адмиралтейского Я. и его крепление на судне представляют собой сложную задачу. Из-за этого такой Я. часто служил причиной аварий как самого судна, так и судов, проходящих над ним.

    Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создания конструкций Я., удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все Я. изготовляются с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространённые конструкции Я. (рис. 2) разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном (конструкция изменена по просьбе немецкой фирмы "Грюзон"). Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Матросова, держащая сила якоря американца Дэнфорда достигает 200 и более. Масса самого крупного в мире Я. 27,2 т (США, 1954). Современные Я. изготовляют из стали литыми или сварными.

    Для плавучих маяков, якорных бочек, земснарядов и других сооружений, нуждающихся в длит. стоянке, используют мёртвые Я. разнообразных конструкций (рис. 3). Наиболее удачным считается Я., предложенный английским гидротехником Митчеллом. В особых ситуациях применяют Я. специального назначения (рис. 4). Плавучие Я. предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа. Простейший из них — парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют ледовые Я., обычно однорогие,— их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду. Я. специального назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают многорогие (например, "кошка") и безрогие.

    Лит.: Скрягин Л. Н., Книга о якорях, М., 1973.