• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Южносибирская раса

    Южносибирская раса, одна из переходных между монголоидами и европеоидами рас, сложившаяся в процессе их смешения на Ю. Сибири, в Казахстане и Средней Азии. Наиболее типична для казахов, но встречается…



    Южно-Сухокумск

    Южно-Сухокумск, посёлок городского типа в Дагестанской АССР, подчинён Кизлярскому горсовету. Расположен в 95 км к С.-З. от ж.-д. станции Кочубей (на линии Гудермес - Астрахань). Добыча нефти и газа…



    Южно-Тихоокеанский антициклон

    Южно-Тихоокеанский антициклон, область повышенного атмосферного давления над южными районами Тихого океана. Проявляется на многолетних средних картах распределения давления в течение всего года, но…



    Южно-Тихоокеанское поднятие

    Южно-Тихоокеанское поднятие, Южно-Тихоокеанский хребет, срединно-океанический хребет в южной части Тихого океана. Длина около 5000 км. Отличается от др. срединных хребтов большей шириной (до 1500 м)…



    Южно-Уральск

    Южно-Уральск, город областного подчинения в Челябинской области РСФСР. Расположен на р. Увелька, в 90 км к Ю.-З. от Челябинска и в 7 км от ж.-д. станции Нижнеувельская (на линии Челябинск - Троицк)…



    Южно-Уральская железная дорога

    Южно-Уральская железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Челябинской, Оренбургской области РСФСР и отдельные участки в пределах Куйбышевской области РСФСР, Башкирской АССР и Северо-Казахстанской области Казахской ССР. Эксплуатационная длина (1976) 4751 км, или 3,4% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление — в Челябинске. В современных границах организована в 1961. Первыми были построены линии Кинель — Оренбург (1877), Кропачёво — Челябинск — Исиль-Куль (1890—96), Свердловск [Екатеринбург (Полевской)] — Челябинск (1896), Оренбург — Илецк (1905), Полетаеве — Троицк (1912), Михайловский Завод — Бердяуш (1916). За годы Советской власти построены линии: Оренбург — Орск (1918), Орск — Золотая Сопка (1930), Карталы — Магнитогорск (1930), Челябинск — Еманжелинская — Золотая Сопка (1934), Синарская — Чурилово (1940) и др. В 19/7 сдана в эксплуатацию линия Белорецк — Карламан протяжённостью 203 км,которая обеспечила кратчайший выход грузам из Магнитогорского промышленного района и транзитным грузам из Кузбасса и Казахстана в районы Поволжья и Центра.

    В составе Ю.-У. ж. д. 7 отделений: Челябинское, Курганское, Петропавловское, Карталинское, Орское, Оренбургское, Златоустовское. Граничит по станциям: с Куйбышевской ж. д. — Кропачёво и Кинель; с Казахской ж. д. — Илецк, Никель-Тау, Тобол, Золотая Сопка, Пресногорьковская, Петропавловск; с Западно-Сибирской ж. д. — Исиль-Куль; со Свердловской ж. д. — Колчедан, Нижняя, Полевской, Михайловский Завод.

    Главная магистраль дороги Кропачёво — Челябинск — Исиль-Куль — связующее звено районов Поволжья, Центра и Юга с Уралом, Казахстаном, Сибирью и Дальним Востоком; магистраль Кинель — Оренбург — Илецк связывает районы Европейской части СССР с южным Казахстаном и республиками Средней Азии; линии Курган — Колчедан, Челябинск — Полевской, Челябинск — Нижняя и Бердяуш — Михайловский Завод соединяют районы Южного и Северного Урала.

    Ю.-У. ж. д. обслуживает предприятия чёрной и цветной металлургии, горнорудной, химической, машиностроительной промышленности, угольные бассейны, нефтеперерабатывающие заводы, развитые с.-х. районы. Грузооборот Ю.-У. ж. д. (1976) составил 239 млрд. т·км,или 7,3% от общесетевого (3-е место среди железных дорог СССР). В отправлении грузов наибольший удельный вес имеют минерально-строительные материалы (37%), руда (17%), чёрные металлы (12%), уголь (9%), a в грузообороте — уголь (22%), чёрные металлы (12%), нефтяные (10%) и строительные грузы (9%). Средняя грузонапряженность дороги (1976) составила 50,4 млн. т·км/км, что в 2,1 раза превышало среднесетевую; пассажирооборот — 11,3 млрд. пасс. км или 3,6% общесетевого.

    Ю.-У. ж. д. имеет высокую техническую оснащённость: основные магистрали — двухпутные, развитые сортировочные и грузовые станции, автоблокировка, диспетчерская централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Грузооборот и пассажирооборот обеспечиваются прогрессивными видами тяги, в том числе электрической (80%). Ю.-У. ж. д. награждена орденом Октябрьской Революции (1971).

    Г. С. Райхер.