• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Южная Америка

    Южная Америка. I. Общие сведения. Ю. А. - южный материк Западного полушария между 12°28' с. ш. (мыс Гальинас на полуострове Гуахира) и 53°54' ю. ш. (мыс Фроуорд на полуострове Брансуик), 34°47' з. д…



    Южная Африка

    Южная Африка, природная область Африки, лежащая к Ю. от водораздельного плато Конго - Замбези (от 12-13° ю. ш.). К Ю. А. относятся также острова Мадагаскар и Маскаренские. Большая часть занята…



    Южная Георгия

    Южная Георгия (South Georgia), остров в юго-западной части Атлантического океана. Площадь 4144 км2. Высота до 2934 м (г. Паджет). Значительная часть острова покрыта льдом и снегом. Много морских птиц…



    Южная Гидра

    Южная Гидра (лат. Hydrus), созвездие Южного полушария неба, наиболее яркие звёзды 2,9 и 2,8 визуальной звёздной величины. На территории СССР не видно. См. Звёздное небо…



    Южная Дакота

    Южная Дакота (South Dakota), штат в центральной части США. Площадь 199,5 тыс. км2. Население 680 тыс. (1976), в том числе 45% городского. Административный центр - г. Пирр. Территория Ю. Д. расположена…



    Южная железная дорога

    Южная железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Белгородской области РСФСР, Харьковской, Полтавской области УССР и участки в пределах Курской области РСФСР, Черниговской, Сумской и Ворошиловградской области УССР. Эксплуатационная длина (1976) 3672 км,или 2,7% протяжённости всей сети железных дорог СССР. Управление в Харькове. В современных границах организована в 1961. В дореволюционные годы были построены линии Курск — Харьков — Лозовая (1869), Харьков — Полтава — Кременчуг (1870—1871), Бахмач — Ромны (1874), Ромны — Лохвица — Кременчуг (1888), Люботин — Ворожба (1878), Харьков — Валуйки (1895), Полтава — Гребёнка (1901), Белгород — Басы (1901), Белгород — Купянск — Сватово (1895—96), Готня — Основа — Букино (1911). За годы Советской власти построены линии Валуйки — Старобельск (1940), Сараевка — Старый Оскол (1943), Прилуки — Нежин (1930).

    В составе Ю. ж. д. 5 отделений: Кунянское, Харьковское, Белгородское, Полтавское и Сумское. Граничит по станциям: с Московской ж. д. — Курск, Готня, Ворожба; с Юго-Западной ж. д. — Бахмач, Ворожба, Нежин, Гребёнка; с Одесско-Кишинёвской ж. д. — Бурты и Гребёнка; с Донецкой ж. д. — Букино, Лозовая, Сватово, Старобельск, Тропа; с Приднепровской ж. д. — Красноград и Лозовая; с Юго-Восточной ж. д. — Валуйки и Старый Оскол. Главные направления дороги — Курск — Харьков — Лозовая, Букино — Люботин — Ворожба, Лозовая — Полтава — Гребёнка, Кременчуг — Бахмач, Харьков — Готня, Валуйки — Купянск — Харьков — Полтава — Кременчуг. Ю. ж. д. имеет важное транзитное значение, связывая районы Центра и Европейского Севера с Донбассом и Приднепровьем и районы Кавказа и Ю. страны с районами Запада и Северо-Запада. Ю. ж. д. обслуживает предприятия горнорудной промышленности (КМА), машиностроения, нефтеперерабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, а также районы развитого сельского хозяйства. По станции Кременчуг дорога взаимодействует с речным транспортом. Грузооборот (1976) составлял 84 млрд. т·км, или 2,6% общесетевого. В отправлении грузов наибольший удельный вес занимают руда (34%), строительные (25%) и нефтяные (12%) грузы; в грузообороте — строительные (18%) и нефтяные грузы (11%), уголь (11%), металлы (11%). Средняя грузонапряженность (1976) около 24 млн. т·км/км; объём пассажирских перевозок 12,7 млрд. пасс.-км, или 4% общесетевого.

    Ю. ж. д. имеет высокую техническую оснащённость: основные магистрали двухпутные, крупные грузовые и сортировочные станции, автоблокировка, централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Весь грузооборот и пассажирооборот дороги обслуживается электрической (38%) и тепловозной (62%) тягой. Награждена орденом Ленина (1969).

    Г. С. Райхер.