• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Ювенильный гормон

    Ювенильный гормон, гормон насекомых, регулирующий их постадийное развитие. По химической природе - изопреноид. Бесцветное, оптически-активное, вязкое масло, нерастворимое в воде. Впервые обнаружен в…



    Ювяскюля

    Ювяскюля (Jyvaskyla), город в Финляндии, на берегу оз. Ювясъярви. Административный центр ляни Кески-Суоми. 62 тыс. жителей (1976). Транспортный узел, озёрная пристань. Машиностроение (в том числе…



    Юганец

    Юганец, посёлок городского типа в Дзержинском районе Горьковской области РСФСР. Расположен в 5 км от ж.-д. ст. Сейма (на линии Москва - Горький)…



    "Югендстиль"

    "Югендстиль" (Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля "модерн". Произошло от название мюнхенского…



    Юго-Востока институт сельского хозяйства

    Юго-Востока институт сельского хозяйства научно-исследовательский, НИИСХ Юго-Востока министерства сельского хозяйства РСФСР (Саратов). Создан в 1929. До 1955 имел несколько названий. Отделы (1978)…



    Юго-Восточная железная дорога

    Юго-Восточная железная дорога, объединяет сеть дорог в пределах Воронежской, Тамбовской, Липецкой области и участки дорог в пределах Ростовской, Рязанской и Белгородской области РСФСР. Эксплуатационная длина (1976) 3520 км, или 2,6% протяжённости всей сети ж. д. СССР. Управление — в г. Воронеже. Ю.-В. ж. д. — одна из старейших в стране. В 1868 было открыто движение поездов от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа. В современных границах организована в 1962. В 1976 участок дороги Дуплянка (исключительно) — Филонове передан в состав Приволжской ж. д., а Старый Оскол (включительно) — Валуйки — Южной ж. д.

    В составе дороги 5 отделений: Мичуринское, Елецкое, Воронежское, Георгиу-Дежское и Лиховское. Граничит по станциям с Московской ж. д. — Ряжск, Павелец, Волово, Елец, Касторная; с Приволжской ж. д. — Тоновка, Обловка, Дуплятка, Поворино, Морозовская; с Южной ж. д. — Валуйки и Старый Оскол; с Донецкой ж. д. — Красная Могила, Изварино, Ольховая; с Северо-Кавказской ж. д. — Зверево и Цимлянская.

    Ю.-В. ж. д. связывает Донбасс, Северный Кавказ и Закавказье с районами Центра и Европейского Севера, Поволжье с южными, западными и северо-западными районами страны. Ю.-В. ж. д. обслуживает предприятия чёрной металлургии, химической и угольной промышленности, машиностроения, строительной индустрии, а также районы развитого сельского хозяйства. По станции Георгиу-Деж дорога взаимодействует с речным транспортом (по р. Дон). Грузооборот (1976) 119 млрд. т·км, или 3,6% общесетевого. В отправлении грузов наибольший удельный вес принадлежит нерудным стройматериалам (43%), углю (13%), металлам (10%), зерновым (6%), а в грузообороте — нефтяным грузам (22%), стройматериалам (14%), чёрным металлам (10%), углю (8%) и лесным материалам (8%). Средняя грузонапряженность (1976) 33,7 млн. т·км/км, что на 40% выше среднесетевой; пассажирооборот 9,1 млрд. пасс·км, или 2,9% общесетевого. За годы Советской власти Ю.-В. ж. д. получила значительной техническое развитие: построены вторые пути, крупные грузовые и сортировочные станции, широко применяется автоблокировка, централизация стрелок и сигналов, диспетчерское управление движением поездов. Весь грузооборот и пассажирооборот дороги обслуживается электрической (69%) и тепловозной тягой (31%).

    Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1966).

    Г. С. Райхер.