• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Эйген Манфред

    Эйген (Eigen) Манфред (р. 9.5.1927, Бохум), немецкий физико-химик (ФРГ). Окончил Гёттингенский университет (1951). Работает в Институте физической химии им. Макса Планка (директор с 1964). Основные…



    Эйдеман Роберт Петрович

    Эйдеман, Эйдеманис Роберт Петрович [27.4(9.5).1895 - 12.6.1937], советский военачальник, комкор (1935). Член КПСС с 1917. Родился в м. Леясциемс (ныне Гулбенского района Латвийской ССР). Окончил…



    Эйдетизм

    Эйдетизм (от греч. eidos - вид, образ), особый картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее…



    Эйдинов Григорий Борисович

    Эйдинов Григорий Борисович [28.8(10.9).1908, Баку, - 2.5.1977, Минск], советский партийный и государственный деятель, один из руководителей партизанского движения в Белоруссии в годы Великой…



    Эйдлин Лев Залманович

    Эйдлин Лев Залманович [р. 23.12.1909 (5.1.1910), Чернигов], советский китаист-литературовед, переводчик, профессор (1969). Член КПСС с 1932. Окончил Московский институт востоковедения им. Н. Н…



    Эйдос

    Эйдос (греч. éidos — вид, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл — "конкретная явленность", "телесная или пластическая данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и преимущественно "прекрасную наружность". В античной натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл, Демокрит). Однако уже у Парменида Э. выступал как сущность, правда, так или иначе видимая. У Платона имеются различные значения Э. — "внешнее" и "внутреннее" и т.д., вплоть до значения субстанциальной идеи, которое для него особенно характерно. У Аристотеля Э. употреблялся также и в значении "формы". В стоицизме и неоплатонизме Э. имеет разнообразные значения (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).

    В феноменологии Э. Гуссерля этот термин, отчасти в латинском переводе species, означает наивысшую мыслит. абстракцию, которая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно.

    Лит.: Лосев А. Ф., Очерки античного символизма и мифологии, М., 1930, с. 135— 281; его же, История античной эстетики, [т. 3] — Высокая классика. М., 1974, с. 318— 361; Ritter С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, S. 228—336; Hartmann N., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, B., 1941.

    А. Ф. Лосев.

     

    Стоицизм

    Стоицизм (от греч. stoa - портик), одно из главных течений эллинистической и римской философии - наряду с эпикурейской школой и скептицизмом. Философская школа стоиков получила своё название от "…

    Неоплатонизм

    Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное…

    Феноменология

    Феноменология (греч., буквально - учение о феноменах), вначале одна из философских дисциплин, позднее - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от…

    Гуссерль Эдмунд

    Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, - 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик…