• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Эвокация

    Эвокация (от лат. evocatio - вызывание, призыв) (эмбриол.), побуждение к дифференцировке компетентной (см. Компетенция) зародышевой ткани при воздействии на неё эвокаторами, или индукторами. Термин "Э…



    Эвольвентное зацепление

    Эвольвентное зацепление, зубчатое зацепление, в котором профили зубьев очерчены по эвольвенте окружности (см. Эволюта и эвольвента). Окружность, эвольвентой которой является профиль зуба, называется…



    Эвольвентомер

    Эвольвентомер, зубоизмерительный прибор, предназначенный для измерения профиля зуба эвольвентных зубчатых колёс в сечении, перпендикулярном оси колёс. Принцип работы Э. заключается в сопоставлении…



    Эволюта и эвольвента

    Эволюта и эвольвента (от лат. evolutus - развёрнутый и evolvens, род. падеж evolventis - разворачивающий), понятия дифференциальной геометрии: множество m центров кривизны плоской кривой l называется…



    Эволюционная физиология

    Эволюционная физиология, раздел физиологии, изучающий различные функции животного организма в их формировании и историческом развитии. Э. ф. исследует эволюцию функций, т. е. процесс их формирования и…



    Эволюционная школа

    Эволюционная школа в этнографии, направление, сложившееся в период становления этнографической науки (2-я пол. 19 в.) под влиянием эволюционного учения. Главные представители Э. ш. — Дж. Леббок, Дж. Мак-Леннан, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер в Великобритании, А. Бастиан, В. Вундт, Ю. Липперт в Германии, Л. Г. Морган в США, Д. Н. Анучин, М. М. Ковалевский, Харузины, Л. Я. Штернберг в России. Универсальным законом общественного развития они считали эволюцию культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации. Прогрессивная идея о культурном единстве человечества и использование фактов этнографии (а также мифологических, археологических и других исторических источников) для реконструкции первобытной истории сочетались у эволюционистов с неверным убеждением о полном тождестве исторических путей разных народов. Эволюционисты рассматривали историю как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры. Большинство из них исходило не из материалистического понимания общих законов человеческой истории, но из идеалистического тезиса о "психическом единстве" человечества и его "элементарных идей" (Бастиан) и т.п., лежащих в основе всякой культуры. К материалистическому объяснению истории приблизился Морган, рассматривавший обществ. прогресс в связи с развитием средств существования; его труды (наряду с работами др. эволюционистов) были использованы классиками марксизма при создании подлинной научной концепции первобытной истории. С конца 19 в. в буржуазной этнографии начался пересмотр важнейших положений Э. ш. (К. Старке, Э. Вестермарк). См. Культурно-историческая школа, Функциональная школа. С сер. 20 в. в этнографии США наметилась тенденция к использованию осн. тезисов Э. ш. и согласованию их с новейшими данными науки (Л. Уайт, "неоэволюционизм" Дж. Стьюарда и др.).

    Лит.: Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.— Л., 1948; Токарев С. А., История русской этнографии, М., 1966; Итс Р. Ф., Введение в этнографию, Л., 1974.

    В. М. Вахта.

     

    Эволюционное учение

    Эволюционное учение (биол.), комплекс знаний об историческом развитии (эволюции) живой природы. Э. у. занимается анализом становления адаптации (приспособлений), эволюции индивидуального развития…

    Культурно-историческая школа (в этнографии)

    Культурно-историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. "теория культурных кругов". Методологические принципы этой теории изложены…

    Функциональная школа (этнографич.)

    Функциональная школа, функционализм, направление в буржуазной этнографии, сложившееся в 1920-х гг. главным образом в Великобритании и её бывших доминионах. Основатели и главные теоретики - Б. К…