• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Шараф-хан

    Шараф-хан, Шарафаддин ибн Шамседдин Битлиси [25.2.1543, Битлис, - 1603 (или 1604)], курдский историк, государственный и военный деятель. Из семьи потомственных правителей г. Битлиса (восточная…



    "Шарбонаж де Франс"

    "Шарбонаж де Франс" (Charbonnages de France), французская государственная компания топливно-энергетическая и химическая промышленности, одна из крупнейших промышленных компаний страны (в 1975 - 13-я…



    Шарвин Юрий Васильевич

    Шарвин Юрий Васильевич (р. 24.6.1919, Москва), советский физик, член-корреспондент АН СССР (1970). В 1941 окончил МГУ. С 1943 работает в институте физических проблем АН СССР, с 1965 профессор…



    Шаргород

    Шаргород, посёлок городского типа, центр Шаргородского района Винницкой области УССР. Расположен на р. Мурашка (бассейн Днестра), в 25 км от железнодорожной станции Ярошенка (на линии Жмеринка -…



    Шаргунь

    Шаргунь (до 1973 - пос. Такчиян), город в Сариасийском районе Сурхандарьинской области Узбекской ССР. Расположен у подножия юго-западного отрога Гиссарского хребта, в 15 км от ж.-д. станции Сарыасия (…



    Шарден Жан Батист Симеон

    Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2.11.1699, Париж, — 6.12.1779, там же), французский живописец. Сын столяра. Учился у академического живописца П. Ж. Каза и в школе АХ, сотрудничал с Н. Н. Куапелем и Ж. Б. Ванлоо. За представленные натюрморты был избран академиком (1728). Ранним работам Ш. свойственны декоративная эффектность, внешняя занимательность. Глубокое и пристальное изучение натуры приводит к изменению его творческого метода, к классической ясности и простоте стиля. Жанровые картины Ш. проникнуты глубоким лиризмом, любовью к миру простых людей, правдиво воссоздают облик и внутренний мир горожан ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж; "Прачка", "Молитва перед обедом", 1744, обе — Эрмитаж, Ленинград). Образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, 1775, пастель, все — Лувр, Париж) отмечены жизненностью, простотой и задушевностью. Композиции натюрмортов Ш. приобретают строгую внутреннюю закономерность и ритмичность, подбор предметов ограничивается скромными вещами, повседневно окружающими человека. Обыденные вещи он наделяет теплом и трепетностью человеческого чувства ("Медный бак", "Натюрморт с бриошью" — оба Лувр, Париж; "Атрибуты искусств", 1760-е гг., Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Живопись Ш. отличается единством серебристо-серого тона, богатством рефлексов и тончайших, едва уловимых оттенков, сглаживающих переходы света и тени, виртуозным обыгрыванием валёров. Творчество Ш. знаменует собой расцвет реализма 18 в.

    Лит.: Дидро Д., Об искусстве, т. 1—2, Л.—М., 1936; Лазарев В. Н., Шарден, М., 1947; Золотов Ю. К., Жан-Батист Симеон Шарден. 1699—1779, М., 1955; Wildenstein G., Chardin... Biographie et catalogue critiques, P., 1933; Goldschmidt E., Jean-Baptiste-Simeon Chardin, Kbh., 1947.

     

    Валёр

    Валёр (франц. valeur), в живописи и графике оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени. Применительно к колориту в живописи термин "В." служит для…