• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Шан Бен

    Шан (Shahn) Бен (Бенджамин) (12. 9. 1898, Каунас, - 14.3.1969, Нью-Йорк), американский живописец и график. С 1906 жил в США, учился в Нью-Йорке, в Национальной академии рисунка. Острые социальные…



    Шандоры

    Шандоры (ед. ч. шандор), комплект металлических, железобетонных или деревянных балок, предназначенных для перекрытия водопропускного отверстия гидротехнического сооружения. Уложенные горизонтально…



    Шандра

    Шандра (Marrubium), род растений семейства губоцветных. Многолетние, редко однолетние войлочноопушённые травы с супротивными цельными листьями. Цветки розовые, лиловые, белые, желтоватые; собраны в…



    Шанидар

    Шанидар, пещерная стоянка каменного века в предгорьях хребта Загрос (сев. Ирак), близ оз. Урмия, где в 1951-61 американская археологическая экспедиция обнаружила остатки скелетов 9 людей…



    Шанидзе Акакий Гаврилович

    Шанидзе Акакий Гаврилович [р. 14(26).2.1887, с. Нога, ныне Грузинской ССР] советский филолог, член-корреспондент АН СССР (1939), академик АН Грузинской ССР (1941). Окончил Петербургский университет (…



    Шанкара

    Шанкара (предположительно 788—820), индийский религиозный философ и поэт, реформатор индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к "Брахма-Сутре" ("Веданта-Сутра") Бадараяны, к Упанишадам, "Бхагавадгите". По Ш., единая и всепроникающая реальность — Брахман, высшее объективное начало, тождественное "я" (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества; майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности "я", осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них — "Панчападика" Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени; с деятельностью Ш. связывают победу учений, исходящих из Вед, над буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.

    Соч.: Vedanta explained. Sankara's commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. Н. Date, 2 ed., v. 1—3, New Delhi, 1973; Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947; в рус. пер. — Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.

    Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Göttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948; Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951; Sen Н. К., Acharya Sankara, [Dakshineswar, 1957]; Karmarkar R. D., Sankara’s Advaita, Dharwar, 1966.

    В. Н. Топоров.

     

    Индуизм

    Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преимущественно в Индии (около 95 % всех…

    Веданта

    Веданта (санскр., буквально - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской…

    Упанишады

    Упанишады, индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин "У." [санскр., буквально - сидение (ученика) подле (учителя)] понимается…

    Майя (санскр. - иллюзия)

    Майя (санскр. - видимость, иллюзия), одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и средневековой индийской религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магическую…

    Веды

    Веды (санскр. веда, буквально - знание), древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. - 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке. В., или…