• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Чавайн Сергей Григорьевич

    Чавайн Сергей Григорьевич (6.10.1888 - 1942), марийский советский писатель. родился в деревне Малые Карамасы, ныне Моркинского района Марийской АССР, в бедной крестьянской семье. Один из…



    Чавдар Елизавета Ивановна

    Чавдар Елизавета Ивановна (р. 23.2.1925, Одесса), советская украинская певица (колоратурное сопрано) и педагог, народная артистка СССР (1952). Член КПСС с 1953. В 1948 окончила Одесскую консерваторию…



    Чавес Ороско Луис

    Чавес Ороско (Chavez Orozco) Луис (28.5.1901, Ирапуато - 1966), мексиканский историк и социолог. В 1929 был заместителем директора Национальной библиотеки. С 1930 в министерстве иностранных дел…



    Чавин

    Чавин (Chavin), археологическая культура конца 2-го - 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на С. горного Перу. Незвана по селению Чавин-де-Уантар на восточном склоне хребта Кордильера-Бланка, близ которого…



    Чавчавадзе Александр Гарсеванович

    Чавчавадзе Александр Гарсеванович [1786, Петербург, - 6(18).11.1846, Тбилиси], грузинский поэт, общественный деятель; князь. Родился в семье известного политического деятеля. Учился в частном пансионе…



    Чавчавадзе Илья Григорьевич

    Чавчавадзе Илья Григорьевич [27.10 (8.11).1837, Кварели, — 30.8 (12.9).1907], грузинский писатель и общественный деятель. Родился в княжеской семье. В 1857 поступил в Петербургский университет. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революционно-демократического направления грузинской литературы. Один из организаторов движения "Тергдалеулеби". С 1864 Ч. сочетает литературную деятельность со службой в государственных и общественных учреждениях. Он состоял членом комиссии, которая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьей. Многие годы был председателем общества по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под редакцией Ч. выходила газета "Иверия". В 1879 был председателем правления грузинского драматического общества. В 1906 Ч. избрали членом Государственного совета, некоторое время он жил в Петербурге. В Государственном совете он примыкал к т. н. академической группе, в которую входили главным образом прогрессивные буржуазные деятели. Ч. считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа. Противник самодержавно-крепостнического строя, виднейший представитель национально-освободительного движения Грузии, Ч. постоянно находился под наблюдением полиции. Многие его произведения были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.

    Ч. рассматривал литературу как одну из форм познания действительности. Он полностью разделял эстетические воззрения революционных демократов, считая, что искусство вообще, а литература в частности, отражая действительность, подчиняются в своём развитии тем же законам. Изучение жизни Ч. считал основополагающим моментом процесса художественного творчества. Решительный противник теории "искусства для искусства", Ч. требовал от искусства общественной значимости, идейности, активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие серьёзное воздействие на деятельность грузинских шестидесятников, выражены в "Записках проезжего" (1861).

    Ч.-писатель чутко откликался на явления современной действительности; он обличал в своих произведениях крепостнические порядки и широко отразил процесс разложения феодального уклада. Поэмы "Видение" (1859), "Несколько картин, или Случай из жизни разбойника" (1860), повесть "Рассказ нищего" (1859—62) показывают бесправие трудового народа, сословно-классовые противоречия в грузинском обществе. Ч. твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостническом обществе, невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий последовательно революционным путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации крепостнических отношений. Сатирическое обличение помещичьего быта в повести "Человек ли он?" (1859—63) вызвало негодование груз. дворянства. Ч. поднимал в своих произведениях большие общественно-исторические проблемы. В 1887 он закончил повесть "Отарова вдова", в которой осветил взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Ч. в целом носит патриотический гражданский характер. Многие из его лирических стихотворений, начиная с написанного в 1857 "Горам Кварельским", рисуют картины родной природы. Но и в таких произведениях Ч. звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стихотворение "Муша" (1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей общественного служения вдохновлена поэма "Отшельник" (1883), в которой Ч. философски переосмыслил народный сюжет. Язык поэзии Ч. — живой, образный, подлинно народный. Произведения Ч. переведены на многие языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).

    Соч.: в рус. пер. — Избранное, Тб., 1947; Избранное, Тб., 1952.

    Лит.: Зандукели М., Очерки по истории груз. литературы XIX в., 2 изд., Тб., 1955; Барамидзе А., Радиан и Ш., Жгенти Б., История груз. литературы, Краткий очерк, Тб., 1958.

    Ш. Д. Радиани.

     

    "Тергдалеулеби"

    "Тергдалеулеби", (буквально - испивший воду Терека, то есть побывавший в России), революционное демократическое общественно-идейное течение 60-70-х гг. 19 в. в Грузии, основные положения которого…

    "Иверия"

    "Иверия", грузинская литературно-политическая газета. Выходила в Тбилиси с 1877 по 1906. Основателем и редактором до 1902 был И. Г. Чавчавадзе. С 1879 по 1886 еженедельный журнал. С января 1886 стала…