• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Чаар-аймаки

    Чаар-аймаки ("четыре племени"), общее название группы небольших народностей смешанного иранского и тюрко-монгольского происхождения, живущих в северо-западном Афганистане (джемшиды, таймени, теймури…



    Чаатас

    Чаатас (хакасск. - камень войны), название могильников и археологической культуры 6-9 вв. в Минусинской котловине (бассейны рр. Абакана, Енисея главным образом в Хакасской АО). Насыпи курганов из…



    Чабаненко Андрей Трофимович

    Чабаненко Андрей Трофимович [р. 17(30).10.1909, г. Верхнеднепровск, ныне Днепропетровской область], советский военачальник, адмирал (1953). Член КПСС с 1932. Сын рабочего. В ВМФ с 1927. Окончил…



    Чабер

    Чабер (Satureja), род растений семейства губоцветных. Однолетние и многолетние травы или низкие полукустарники с супротивными цельными листьями. Цветки большей частью в ложных мутовках в пазухах…



    Чабрец

    Чабрец, род растений семейства губоцветных; то же, что тимьян…



    Чабукиани Вахтанг Михайлович

    Чабукиани Вахтанг Михайлович [р. 27.2 (12.3).1910, Тбилиси], советский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист СССР (1950). В 1924 окончил студию М. И. Перини и был принят в труппу Тбилисского театра оперы и балета. В 1926—29 совершенствовался в Ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. В 1929—41 солист Ленинградского театра оперы и балета, где в 1930 выступил в партии Базиля ("Дон Кихот" Минкуса). Последующие работы (Альберт — "Жизель" Адана, Жером — "Пламя Парижа" Асафьева, Фрондосо — "Лауренсия" Крейна и др.) утвердили его ведущим солистом труппы. В этом же театре Ч. дебютировал как балетмейстер ("Сердце гор" А. Баланчивадзе, 1938, "Лауренсия", 1939). В 1941—73 возглавлял балетную труппу Тбилисского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили, где поставил "Синатле" Киладзе (1947; Государственная премия СССР, 1948), "Горда" (1950; Государственная премия СССР, 1951), "За мир" (1953) Торадзе, "Отелло" Мачавариани (1957), "Демон" Цинцадзе (1961) и др. Обобщив традиции классического балета и грузинского танцевального искусства, Ч. создал особый стиль мужского сценического танца, в котором скульптурная величавость сочетается с внутренней экспрессией, бурным темпераментом. Редкие природные данные, виртуозная техника (прыжок, вращение и др.) помогали танцовщику с непринуждённостью и лёгкостью исполнять сложнейшие партии.

    Ч. преподавал в Тбилисском хореографическом училище (в 1950—77 художественный руководитель). В 1965—70 возглавлял балетмейстерское отделение Театрального института им. Ш. Руставели (Тбилиси). Автор сценариев и постановщик фильмов "Мастера грузинского балета" (1955) и "Отелло" (1960). С 1933 гастролировал за рубежом (США, Италия, Латинская Америка и др.). Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941). Награжден 3 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Хучуа П., Балет "Отелло", Тб., 1958; Красовская В., Вахтанг Чабукиани, 2 изд., М., 1960.