• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Цян

    Цян (самоназвание - жума, жумэй), народность в КНР, близкородственная тибетцам. Живут преимущественно в провинции Сычуань. Численность около 36 тыс. чел. (1953, перепись). Язык Ц. относится к…



    Цяньлун

    Цяньлун, Хун Ли (25.11.1711, Пекин, - 7.2.1799, там же), император (1736-96) маньчжурской династии Цин вКитае. При Ц. маньчжуро-китайские феодалы вели завоевательные войны против Джунгарского ханства…



    Цяньцзян

    Цяньцзян, Уцзян, река в Китае, правый приток р. Янцзы. Длина около 1500 км (по др. данным, 1018 км). Площадь бассейна 86,2 тыс. км2. Берётначало на Гуйчжоуском нагорье, на всём протяжении протекает…



    Ч

    Ч, двадцать пятая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве ("червь") старославянского кириллического (см. Кириллица) алфавита. В глаголице ей соответствовала буква, . Аналогичной буквы…



    Чаадаевка

    Чаадаевка, посёлок городского типа в Городищенском районе Пензенской области РСФСР. Расположен на правом берегу р. Суры (в 2 км от реки). Ж.-д. станция на линии Пенза - Сызрань. Мясокомбинат…



    Чаадаев Петр Яковлевич

    Чаадаев Петр Яковлевич [27.5 (7.6).1794, Москва, — 14(26).4.1856, там же] русский мыслитель и публицист. родился в дворянской семье(мать — дочь историка князя М. М. Щербатова). В 1808—11 учился в Московском университете, где сблизился с Н. И. Тургеневым и И. Д. Якушкиным. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. C 1816 член масонской ложи "Соединённых друзей" (вместе с А. С. Грибоедовым, П. И. Пестелем, С. П. Волконским, М. И. Муравьевым-Апостолом); с 1816 близкий друг А. С. Пушкина. В 1819 был принят в "Союз благоденствия", в 1821 в Северное общество декабристов, но деятельным членом тайных обществ не был и относился к ним сдержанно-скептически. В 1823—26 путешествовал за границей (в Германии, Великобритании, Франции), познакомился с Ф. В. Шеллингом и Ф. Ламенне, религиозно-философские идеи которых оказали на него глубокое воздействие. По возвращении в Россию жил в Москве; в 1829—31 создал свое главное произведение — "Письма о философии истории" (на французском языке), за которым утвердилось название "Философических писем". Обнародование первого из них в журнале "Телескоп" (1836) вызвало резкое недовольство властей ввиду выраженного в нём горького негодования по поводу отлученности России от "всемирного воспитания человеческого рода", национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих осознанию и исполнению предначертанной свыше исторической миссии. "Высочайшим повелением" Ч. был объявлен сумасшедшим. Написанная Ч. в ответна обвинения в недостатке патриотизма "Апология сумасшедшего" (1837), где Ч., говоря о России, утверждал, что "мы призваны решить большую часть проблем социального порядка... ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество" (Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с.227), при жизни Ч. Напечатана не была. Лишённый какой-либо возможности объясниться в печати, Ч. оставался влиятельным мыслителем, оказавшим значительное воздействие (особенно постановкой проблемы исторических судеб России) на представителей различных направлений — как на западников,так и на славянофилов, способствовавшим духовному формированию А. И. Герцена, В. Г. Белинского, М. А. Бакунина, Ю. Ф. Самарина, К. Д. Кавелина и др.

    В "Философических письмах" Ч. объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма, однако Герцен недаром называл его мировоззрение "революционным католицизмом": Ч. вдохновляла несовместимая с католической ортодоксией "сладкая вера в будущее счастье человечества", он уповал на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевающего эгоизм и индивидуализм как несообразные со всеобщим назначением человека быть двигателем вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. Не сочувствуя социализму, Ч. предсказывал, однако, его победу ("социализм победит не потому, что он прав, а потому, что неправы его противники"). Философско-историческая мысль Ч. явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом.

    Соч.: Соч. и письма, под ред. М. Гершензона, т. 1—2. М., 1913—14; Неопубл. ст., в сборнике: Звенья, кн. 3—4, М. — Л., 1934: Три письма [И. С. Гагарину и Шеллингу]. там же, кн. 5, М. — Л., 1935; Неизд. "Философические письма", в кн.: Литературное наследство, № 22—24. М.. 1935.

    Лит.: Чернышевский Н. Г., Апология сумасшедшего, Полн, собр. соч., т. 7, М., 1950; Плеханов Г. В., П. Я. Чаадаев, Соч., т. 23, М. — Л., 1925; Гершензон М. О., Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ. 1908; Шкуринов П. С,. Мировоззрение П. Я. Чаадаева, М., 1938: Григорьян М. М., Чаадаев и его философская система, в кн.: Из истории философии, в. 2, М., 1958; Лебедев А. А., Чаадаев, М., 1965: Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, № 12: Смирнова З. В., П. Я. Чаадаев и русская общественная мысль 1-й пол. 19 в., "Вопросы философии", 1968. № 1; Winkler М., P. J. Čaadaew, В., 1927; Quenet Ch., Tchaadaev et les Lettres philosophiques. P., 1931; Moskoff Е. A., The Russian philosopher Chaadaycv, his ideas and his epoch, N. Y., 1937; FalkH., Das Weitbild P. J. Tschaadajews nach seinen acht Philosophischen Briefen, Münch., 1954.

    В. С. Муравьев.

     

    Щербатов Михаил Михайлович

    Щербатов Михаил Михайлович (22.7.1733 - 12.12.1790), князь, русский обществ. и государственный деятель, историк и публицист. В раннем детстве был записан в гвардейский Семёновский полк. Щ. получил…

    Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф

    Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, - 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском…

    Ламенне Фелисите Робер де

    Ламенне (Lamennais) Фелисите Робер де (19.6.1782, Сен-Мало, - 27.2.1854, Париж), французский публицист и философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма. Быстро преодолев увлечение…

    Западники

    Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по…

    Славянофилы

    Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40-50-х гг. 19 в. - славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России…