• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Цветоеды

    Цветоеды, название нескольких видов жуков, личинки которых питаются бутонами и цветками растений. Наиболее известны три вида, распространённые в Европе, Азии и Северной Америке. Ц. яблоневый (…



    Цветок

    Цветок, укороченный и ограниченный в росте репродуктивный побег, выполняющий функции микро- и мегаспорогенеза, опыления (осуществляемого при содействии агентов переноса пыльцы), оплодотворения…



    Цветокорректор

    Цветокорректор в телевидении, электрическое устройство, используемое в системах цветного телевидения для устранения искажений цветов, воспроизводимых на экране кинескопа. Эти искажения чаще всего…



    Цветокорректорный прибор

    Цветокорректорный прибор в полиграфии, электронное устройство для автоматического устранения недостатков цветоделения, обнаруженных при изготовлении цветных изображений (рисунков, картин, фотоснимков…



    Цветоложе

    Цветоложе (receptaculum), ось цветка, на которой располагаются чашечка, венчик, тычинки и пестик. Междоузлия сильно укорочены или совсем не развиты, рост в длину ограничен. Наиболее длинные оси…



    Цветомузыка

    Цветомузыка, музыка цвета (англ. colour music, нем. Farbenmusik, франц. musique des couleur), сопровождение музыки последовательностью цветов согласно той или иной "шкале соответствий". Идеи Ц. выдвигались с 18 в. главным образом учёными (Л. Б. Кастель, А. Римингтон, Ф. И. Юрьев, К. Лёф); соответствия звука и цвета искались ими на уровне механистических аналогий. Реальное воплощение идея Ц. нашла лишь в 20 в., когда к ней обратились музыканты и художники (А. Н. Скрябин, А. Шёнберг, Г. Гидони, Т. Уилфред). При этом был осуществлен переход от Ц. к "светомузыке", которая включает не только смену цветов, но и сложные пространственно-графические световые проекции. Их сочетание с музыкой рассматривается не как дублирование музыки цветом и светом, но как взаимодополнение, образное единство (Б. М. Галеев, Ю. А. Правдюк), в связи с чем используется и слухозрительная полифония. Вопрос о правомерности светомузыки как самостоятельной области искусства ещё дискутируется (В. В. Ванслов, Ф. Поппер). Практикой и теорией светомузыки занимаются: в СССР — конструкторское бюро "Прометей" в Казани, студии светомузыки в Харькове и в московском музее А. Н. Скрябина; за рубежом — нью-йоркский ансамбль светомузыки, фирмы "Филипс" в Голландии, "Сименс" в ФРГ, "Эдмунд сайентифик К°" в США.

    Лит.: Леонтьев К., Цвет "Прометея", М., 1965; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Галеев Б. М., Андреев С. А., Принципы конструирования светомузыкальных устройств, М., 1973; Искусство светящихся звуков. Сб. статей, Казань, 1973; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыка, в сборнике: Эстетика и жизнь, в. 4, М., 1975; Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка". (Третья конференция). Казань, 1975: Галеев Б., Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Popper F., Naissance de l'art cinetique, P.. 1967.

    Б. М. Галеев.

     

    Полифония

    Полифония (от поли... и греч. phone- звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов (родственный термин - контрапункт). Их объединение подчиняется…