• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Цаплин Дмитрий Филиппович

    Цаплин Дмитрий Филиппович [8(20).2.1890, деревня Малый Мелик, ныне в Саратовской области, - 25.11.1967, Москва], советский скульптор. Учился в Саратовских высших художественных мастерских (1919-1920)…



    Цаплин Матвей Константинович

    Цаплин Матвей Константинович (1886, с. Сергеевка Шуйского уезда Владимирской губернии, - 26.9.1918, близ Барнаула), один из руководителей борьбы за Советскую власть на Алтае. Член Коммунистической…



    Цапфа

    Цапфа (от нем. Zapfen), участок вала или оси, поддерживаемый опорой. Концевая Ц. называется шипом, расположенная в средней части вала, - шейкой, торцевая - пятой. Шипы и шейки выполняются…



    Царане

    Царане (от молд. цара - земля). феодально-зависимые крестьяне в Молдавии. Жили на землях феодалов, которым отдавали 1/10 часть произведённых продуктов и исполняли фиксированную барщину. Юридически…



    Цара Ромыняска

    Цара Ромыняска (рум. Tara Romaneasca, буквально - Румынская земля), румынское название исторической области Валахия…



    Царёв Михаил Иванович

    Царёв Михаил Иванович [р. 18.11 (1.12).1903, Тверь, ныне Калинин], русский советский актёр, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1949). Член КПСС с 1949. Герой Социалистического Труда (1973). Учился в Петроградской школе русской драмы (1919—21, педагог Ю. М. Юрьев), в 1920 ещё студентом вошёл в труппу Большого драматического театра. В последующие годы работал в Василеостровском театре, бывшем Театре Корша, в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя; в 1933—37 в Театре им. Мейерхольда. С 1937 в Малом театре (с 1950 директор). Многие годы исполнял роль Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова; впервые в Василеостровском театре, затем в Театре им. Мейерхольда, позже в Малом театре), в 60-е гг. перешёл на роль Фамусова. Гражданственность и партийность публициста, отличающие искусство актёра, проявились в сыгранной им галерее молодых героев — Огнев, Ромодан ("Фронт", "Крылья" Корнейчука), Гарри Смит ("Русский вопрос" Симонова) и др. Сложные, развёрнутые психологические портреты созданы Ц. как в драме — Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого), Ростанев ("Село Степанчиково и его обитатели" по Достоевскому), Иванов ("Иванов" Чехова), Арбенин ("Маскарад" Лермонтова), так и в трагедии — Макбет ("Макбет" Шекспира). Как мастер тщательно разработанной внутренней характерности, большой обличительной силы предстал актёр в ролях Вожака ("Оптимистическая трагедия" Вишневского), Старика ("Старик" Горького), Ильи Репина ("Признание" Дангулова). В творчестве Ц. органично соединяются романтические и реалистические начала, ему присуще естественное сочетание традиций и новаторства. Многогранному таланту актёра близки также яркая комедийность и мягкий юмор — Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго). В 70-е гг. большой творческой удачей Ц. стала трагическая роль Маттиаса Клаузена ("Перед заходом солнца" Гауптмана). Ц. одновременно выступает и как чтец. С 1935 преподаёт (с 1941 в Театральном училище им. М. С. Щепкина; с 1962 профессор). С 1964 возглавляет Всероссийское театральное общество (ВТО), с 1959 президент советского Национального центра Международного института театра. Автор книг "Что такое театр" (1960) и "Неповторимые мгновенья" (1975). Снимается в кино. Государственная премия СССР (1947, 1969). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

    Лит.: Филиппов Вл., М. И. Царев в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953—1954, М., 1956; Зубков Ю., Михаил Царев, "Театр", 1961, № 11; Коржевич Л., Три роли Михаила Царева, там же, 1973, № 8; Лейкин Н., Мудрое искусство Михаила Царева, в кн.: Актер, актер и еще раз актер..., М., 1975.

    Ю. А. Зубков.