• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Хей Джон Милтон

    Хей (Hay) Джон Милтон (8.10.1838, Сейлем, штат Индиана, - 1.7.1905, Ньюбери, штат Нью-Хэмпшир), государственный деятель и дипломат США. По образованию юрист. В 1897-98 посол в Великобритании. С 1898…



    Хейердал Тур

    Хейердал (Heyerdahl) Тур (р. 6.10.1914, Ларвик), норвежский учёный, путешественник и писатель. В 1933-38 учился на естественно-географическом факультете университета в Осло. В годы 2-й мировой войны…



    Хейерманс Герман

    Хейерманс (Heijermans) Герман (настоящее имя; псевдоним - Самуэл Фалкланд, Samuel Falkland) (3.12.1864, Роттердам, - 22.11.1924, Зандворт), нидерландский писатель. С 1895 - член Социал-демократической…



    Хейзен Брюс Чарлз

    Хейзен, Хизен (Heezen) Брюс Чарлз (р. 11.4.1924, Винтон, штат Айова, США), американский геолог и геоморфолог, доктор философии (1957). Сотрудник Ламонтской геологической обсерватории в Нью-Йорке (с…



    Хейзе Пауль

    Хейзе (Heyse) Пауль (15.3.1830, Берлин, - 2.4.1914, Мюнхен), немецкий писатель. Доктор философии (1852). Получил гуманитарное образование в Берлине, Бонне (1847-51), Швейцарии и Италии (1852-53). Один…



    Хёйзинга Йохан

    Хёйзинга (Huizinga) Йохан (7.12.1872, Гронинген, — 1.2.1945, близ Арнема), нидерландский историк культуры, профессор Гронингенского (1905—15) и Лейденского (1915—40) университетов. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западно-европейского средневековья и Возрождения: "Эразм" (1924) и особенно "Осень средневековья" (1919) — о франко-фламандской культуре бургундского государства в 15 в. В этой работе Х. описал общие черты средневековой культуры, взятые в момент её разложения.

    Х. подчёркивал неповторимо-конкретное в историческом процессе, относился скептически к познанию всемирно-исторических закономерностей. Однако в основном труде по философии культуры — "Человек играющий" (1938) он исходил из категории "игры" как основного свойства всякой культуры. Изучение роли ритуалов и др. явлений культуры имело значение для выработки семиотических и системного подходов, но "игровой" принцип изображен Х. так, будто его роль в разных культурах одинакова. Мыслитель либерально-гуманистической ориентации, Х. с горечью писал об упадке буржуазной западной цивилизации, предлагая вернуться к старым ценностям. Труды Х. неоднократно переиздавались и переведены на многие европейские языки.

    Соч.: Verzamelde werken, dl 1—9, Haarlem, 1948—53.

    Лит.: Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, "Вопросы философии", 1969, № 3, Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; Köster К., Johan Huizinga. 1872—1945, Bd 1, Tl 1—2, Oberursel, 1947; Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der geschiedenis, Arnhem, 1956; Johan Huizinga. 1872—1972. [Cat logus], Groningen, 1973.

    Л. М. Боткин.