• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Халл (город в Канаде)

    Халл (Hull), город в Канаде, на р. Оттава, в провинции Квебек; пригород Оттавы. 63,6 тыс. жителей (1971). Целлюлозно-бумажная, лесная, полиграфическая промышленность; производство конторского…



    Халли-Бей

    Халли-Бей (Hally Bay), английская антарктическая научная станция на побережье Земли Котса (Западная Антарктида). Расположена на поверхности шельфового ледника Бранта. Открыта 16 января 1956…



    Халл Кларк Леонард

    Халл (Hull) Кларк Леонард (24.5.1884, Нью-Йорк, - 10.5.1952, Нью-Хейвен), американский психолог, представитель необихевиоризма. Профессор Йельского университета (с 1929). Вслед за Толменом ввёл в…



    Халонен Пекка

    Халонен (Halonen) Пекка (3.9.1865, Лапинлахти, провинция Куопио, - 1.12.1933, Тусула, близ Хельсинки), финский живописец. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художников в Гельсингфорсе (1886…



    Халоупецкий Вацлав

    Халоупецкий (Chaloupecky) Вацлав (12.5.1882, Детенице, близ Либаня, - 1951, Прага), чехословацкий историк. Ученик чешского историка Я. Голла, окончил Карпов университет в Праге. С 1922 профессор…



    Халс Франс

    Халс, Гальс (Hals) Франс (между 1581 и 1585, Антверпен, — 26.8.1666, Харлем), голландский живописец. Искусство Х. характерно своим демократизмом, острым интересом к народным типам; оно отразило духовный подъём голландского народа, наступивший в результате войн за независимость страны. Используя технику свободного, темпераментного мазка, Х. значительно расширил шкалу изображения человеческих чувств, чаще всего стремясь художественно зафиксировать наиболее яркий миг внутренней жизни портретируемого.

    Сын фламандского ткача, Х. с раннего детства жил в Харлеме, в 1616 посетил Антверпен. Учился у К. ван Мандера (1600—03). Мастер с 1610. Ранней манере Х. ("Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия", 1616, см. илл.) свойственно пристрастие к тёплым тонам, чёткой моделировке форм при помощи тяжёлых плотных мазков. В 1620-х гг. наряду с портретами Х. писал жанровые сцены и отдельные религиозные композиции ("Евангелист Лука", "Евангелист Матфей", около 1623—25, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В портретах 1620—30-х гг. Х. создал яркую галерею голландских типов, расширив социальный круг моделей от представителей буржуазии ("В. ван Хейтхейзен", около 1625—36, Государственный музей, Вадуц) до деклассированных элементов, выступающих в трактовке мастера как воплощение неистощимой жизненной энергии народа ("Малле Баббе", Картинная галерея, Берлин-Далем; "Цыганка", Лувр, Париж; "Мулат", Музей изобразительных искусств, Лейпциг; все — около 1630). В этот же период Х. радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя ("Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана", около 1623—27; "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия", 1627, см. илл.; "Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана", 1633; "Офицеры стрелковой роты св. Георгия", 1639; все — Музей Ф. Халса, Харлем). Психологические характеристики углубляются в портретах 1640-х гг. ("Регенты госпиталя св. Елизаветы", 1641, там же; портрет молодого человека, около 1642—50, Эрмитаж, Ленинград: "Яспер Схаде ван Веструм", около 1645, Национальная галерея, Прага); в колорите этих произведений начинает преобладать серебристо-серый тон. Поздние произведения Х, исполнены в очень свободной манере и решены в скупой цветовой гамме, построенной на контрастах чёрных и белых тонов ("Мужчина в чёрной одежде", около 1650—52, Эрмитаж, Ленинград; "В. Крус", около 1660, Старая пинакотека, Мюнхен); в некоторых из них проявилось чувство глубокого пессимизма ("Регенты приюта для престарелых", "Регентши приюта для престарелых", обе — 1664, Музей Ф. Халса, Харлем). Перестав в старости получать заказы и впав в беспросветную нужду, Х. умер в харлемской богадельне. Среди многочисленных учеников Х. и голландских мастеров 17 в., испытавших его влияние, — А. Брауэр, бр. А. и И. Остаде, Я. Стен и др.

    Лит.: Сененко М. С., Франс Хальс, М., 1965; [Линник И.], Франс Хальс, [Л., 1967]; Лазарев В. Н., Франс Гальс, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 119 — 55; Descargues P., Hals, Gen., 1968; Grimm C., Frans Hals, B., 1972; Slive S., Frans Hals, v. 1—3, L., 1970—74.

    Т. А. Седова.

     

    Мандер Карел ван

    Мандер (Mander) Карел ван (1548, Мёлебеке, Фландрия, - 2. 9. 1606, Амстердам), нидерландский живописец, поэт, историк и теоретик искусства. В 1569-73 писал религиозные драмы. В 1573-77 жил в Риме;…

    Брауэр Адриан

    Брауэр, Броувер (Brouwer) Адриан (1605 или 1606, Ауденарде, - похоронен 1.2.1638, Антверпен), фламандский живописец. Уроженец Фландрии, около 1621 переехал в Голландию, работал главным образом в…

    Остаде

    Остаде (Ostade), семья голландских живописцев. Адриан ван О. (крещен 10.12.1610, Харлем, - похоронен 2.5.1685, там же), один из ведущих мастеров крестьянского жанра в голландской живописи 17 в…

    Стен Ян

    Стен (Steen) Ян (около 1626, Лейден, - похоронен 3.2.1679, там же), голландский живописец. Учился, вероятно, у Н. Кнюпфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге. Работал в Лейдене…