• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Филомафитский Алексей Матвеевич

    Филомафитский Алексей Матвеевич [17(29).3.1807, с. Малахове Романовского уезда, ныне Ярославская области, - 22.1 (3.2).1849, Москва], русский физиолог. В 1828 окончил медицинский факультет…



    Филон Александрийский

    Филон Александрийский (Philon Alexandreus) (21 или 28 до н. э., Александрия, - 41 или 49 н. э., там же), иудейско-эллинистический философ. В основе философии Ф. лежат два принципа - абсолютная…



    Филоненко-Бородич Михаил Митрофанович

    Филоненко-Бородич Михаил Митрофанович [23.5 (4.6).1885, г. Глухов, ныне Сумской обл., - 30.5.1962, Москва], советский учёный в области механики, генерал-майор инженерно-технической службы, заслуженный…



    Филопемен

    Филопемен (Philopoimen) (253-183 до н. э.), полководец, гиппарх (начальник конницы) в 209-208, стратег с 207 (в разное время 8 раз) Ахейского союза (Древняя Греция). Проведя ряд военных реформ, Ф…



    Философии институт

    Философии институт Академии наук СССР, центральное научно-исследовательское учреждение СССР в области философии. Организован в Москве в 1929 в результате преобразования философской секции Комакадемии…



    Философия

    Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеологической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф. как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.

    Ф. марксизма выступила в качестве научно-теоретической системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и общественной практики и впервые в истории познания сделал Ф. непосредственным и последовательно научным орудием социального прогресса. Эта практически-революционная направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её основных разделов – диалектического материализма и исторического материализма. По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно научное философское мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира и революционного действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренческой ориентации человека, теоретические основы практической борьбы прогрессивных общественных сил и общеметодологические принципы исследования в области всех частных наук.

    Предмет и структура философии.

    Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Ф. зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. По свидетельству античных авторов, слово "Ф." встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин "Ф." впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления.

    По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась Ф., происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Ф. Но т.к. философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией. В 17–19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Ф. природы, истории как науке – Ф. истории, правоведению – Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать "сверхопытное" знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в "частном" владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Ф.

    В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Эта особенность философского мышления абсолютизировалась в системах спекулятивной Ф. (см. Спекулятивное).

    Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. Марксистская Ф. является научной как по своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказательное отражение закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий. Опираясь на знание законов общественного развития, применяя методы материалистической диалектики, Маркс, Энгельс и Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных преобразований задолго до её начала.

    Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой частной науки прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом – главная специфика Ф. В выработке и развитии подлинно научного мировоззрения и заключается историческая миссия марксистско-ленинской Ф., которая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравственные, эстетические идеи и убеждения.

    Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 282). Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром – такова первая сторона основного вопроса Ф. "Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма" (там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания. Последовательно научное решение основного вопроса Ф. было дано марксизмом, который признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия, т. е. прежде всего материальной жизни общества. Марксистская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см. Основной вопрос философии).

    За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть. Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение вопроса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3). Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф. осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности.

    Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики – предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от "робинзонады" старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей Ф. разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве: "... так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения..." (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 526), – отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера.

    В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практической деятельности людей.

    Ф. марксизма-ленинизма – диалектический материализм и выступающий с ним в единстве исторический материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: философские вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, научный атеизм и история Ф.; они представляют собой результат применения диалектического материализма к явлениям нравственного сознания, к закономерностям развития искусства, к развитию естествознания, к истории развития философской мысли. Ф. – не только теория объективной диалектики и логика научного познания, но и общесоциологическое, этическое и эстетическое учение. Развитие марксистской Ф. связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем; это вызывает изменение предмета Ф. и усложнение её структуры.

    История домарксистской философии. Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии (см. раздел Философия в ст. Индия), Китае (см. раздел Философия в ст. Китай) и Древней Греции (см. раздел Философия в ст. Греция Древняя). Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма стал Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Ф. достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи.

    Ведущим направлением средневековой араб. философии был вост. перипатетизм (см. Перипатетическая школа), в русле которого развивали свои учения аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд (см. раздел Философия в ст. Арабская культура).

    С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе становится христианство. Первый этап средневековой христианской Ф. – патристика; на её основе в 9–12 вв. складывается схоластика, которая усматривала цель Ф. в обосновании религиозных догматов. В 11–14 вв. в споре между реализмом (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование вне человеческого ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (И. Росцелин, Иоанн Дунс Скот, У. Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистических и материалистических тенденций.

    Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Н. Коперник,. Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Монтень, Т. Кампанелла и др.

    Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

    Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Т. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Р. Декарт, основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта – дуализм "мыслящей" и "протяжённой" субстанции. Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм. Дж. Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Дж. Беркли и Д. Юм). Объективно-идеалистическое учение разработал Г. Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектических идей.

    2-я половина 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции, вылившегося в буржуазную революцию; важнейшую роль в её идеологической подготовке сыграли философы-материалисты Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, которые решительно выступали против религии и идеализма (см. Просвещение). Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в учении Дидро содержались элементы диалектики. Характерная черта французского материализма 18 в. – абсолютизация роли идей в развитии общества, идеалистическое понимание истории.

    Важнейший этап истории западноевропейской Ф. – нем. классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина нем. классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли всесторонней критике идеализм и реакционные стороны в социологических взглядах Гегеля; вместе с тем они дали высокую оценку его трудам, считая их одним из источников своей Ф. Против идеалистической Ф. и религии выступил Л. Фейербах, развивший учение антропологического материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.

    В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль в России. Её корни уходят в историческую традицию материализма, родоначальником которой был М. В. Ломоносов и которая, начиная с А. Н. Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых общественных деятелей России. Выдающиеся рус. материалисты – В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов – стали знаменосцами борьбы рус. революционной демократии. Рус. материалистическая Ф. середина 19 в. выступила с резкой критикой идеалистической Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм 19 в. разрабатывал идею диалектического развития, однако в понимании общественной жизни он не смог преодолеть свойственного всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революционных демократов явилась важным шагом во всемирном развитии материализма и диалектики.

    Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская Ф. как его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на историческую арену как самостоятельная политическая сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена научно-теоретической, социально-экономической и непосредственно политической необходимостью. Возникновение марксизма было научным ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития общественной практики и логикой движения человеческих знаний. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу социальную действительность, на основе усвоения и критической переработки всего положительного, что было создано до них в области Ф., общественных и естественных наук, создали качественно новое мировоззрение – мировоззрение рабочего класса, ставшее философской основой теории научного коммунизма и практики революционного рабочего движения. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революционные моменты – идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистическое учение Фейербаха. Одним из источников марксизма были идеи классическая буржуазная политическая экономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Тьерри„ Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучными предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания конца 18 – 19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Ч. Дарвина). Будучи обобщением развития общественной практики и научного познания, возникшая марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеческой мысли. Сущность и основные черты революционного переворота, совершенного Марксом и Энгельсом в Ф., заключаются в создании научного мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистическом обосновании решающей роли общественной практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистической диалектики. Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное отличие Ф. марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал: "Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее, – к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса, – вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 264).

    В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга и др.

    Новый этап творческого развития марксистской Ф. связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма – выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в том числе диалектику абсолютной и относительной истины и т.п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке философских воззрений. Защита марксистской Ф. от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие Ф. были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Руководствуясь ленинскими заветами, придавая большое значение воспитанию трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партии развернули интенсивную деятельность, направленную на пропаганду и дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма. Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Марксистско-ленинская Ф. стала основой формирования научного мировоззрения широчайших масс трудящихся.

    Буржуазная Ф. середины 19 – 20 вв. В 40–60-х гг. 19 в. в буржуазной Ф. Западной Европы происходил распад классических форм идеализма. Как реакция на идеалистическую (прежде всего нем. классическую) Ф. складывается вульгарный материализм (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), носивший метафизический, механистический характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм отождествлял его с материей. В 1-й половине и середине 19 в. возник позитивизм (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер) – субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер Ф. Иррационалистическое учение, объявлявшее основой мира волю как бессознательное начало, развивал А. Шопенгауэр; его последователь Э. Гартман разрабатывал волюнтаристическую и пессимистическую концепцию мира. В 70–80-х гг. 19 в. складывается неокантианство, получившее распространение в конце 19 – начале 20 вв. (В. Виндельбанд, Т. Риккерт, П. Наторп, Г. Коген). Выступив с лозунгом "назад к Канту", неокантианцы отвергли "вещь в себе", усилив субъективно-идеалистические тенденции в кантианстве; социально-этическая концепция неокантианства послужила основой т. н. этического социализма и реформизма.

    Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны 1914–18 происходит становление философских основ идеологии империализма. Большое влияние приобретает интуитивизм (А. Бергсон, Н. О. Лосский), противопоставляющий рациональному познанию интуитивное "постижение" жизни. Возрождением спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Ф. Г. Брэдли, Т. Грин, Дж. Ройс, Б. Кроче, Р. Кронер, А. Либерт), выдвинувшее иррационалистическое толкование диалектики Гегеля. Получил распространение такой вариант позитивизма, как махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители которого (Э. Мах и Р. Авенариус) развивали субъективно-идеалистическую концепцию "очищения опыта"; трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления, противоположный материалистической теории отражения. В начале 20 в. значительное влияние приобрёл прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), который исходил из толкования истины как практической полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия жизни – иррационалистически-волюнтаристское направление (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель), психологизирующее и субъективизирующее понятие "жизнь"; к учению Ницше примыкала крайне иррационалистическая концепция О. Шпенглера.

    После Великой Октябрьской социалистической революции начался новый этап эволюции буржуазной Ф., связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, которые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма, утратившего свои господствующие позиции. Значительное влияние на идеалистическую Ф. 20 в. оказала феноменология (Э. Гуссерль), первоначально стремившаяся превратить Ф. в "строгую науку"; позднее феноменология эволюционировала к концепции "жизненного мира", смыкающейся с иррационалистической философией жизни (М. Шелер, поздний Гуссерль). В 10–20-х гг. 20 в. приобретает влияние неореализм (Дж. Э. Мур, Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить "среднюю линию" между материализмом и идеализмом. Космологическое направление в неореализме (С. Александер, А. Н. Уайтхед, Я. Х. Смэтс) развивало идеалистическую (по существу метафизическую) концепцию эмерджентной эволюции, противоположную диалектико-материалистическому теории развития. Как реакция на неореализм в 20–30-х гг. возник критический реализм (Дж. Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опосредован "данным", идеалистически толкуемым (например, у Сантаяны) как логическая сущность вещей.

    Одно из основных направлений буржуазной Ф. 20 в. – неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат), который, отвергая возможность Ф. как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логическому анализу языка науки. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современных форм логики, семиотики и логики науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистический эмпиризм, феноменализм) неопозитивизм не смог дать действительного решения актуальных философско-методологических проблем науки. Основные течения неопозитивизма: логического анализа философия, или логический эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, Х. Рейхенбах) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом), подменяющая философское исследование лингвистическим. Современная форма неопозитивизма – аналитическая философия (К. Поппер и др.).

    В 1-й половине – середине 20 в. определенное влияние приобрёл персонализм (Н. Бердяев, Э. Мунье, Р. Флюэллинг) – религиозно-идеалистическое направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир – проявлением активности "верховной персоны" – бога. Одним из ведущих направлений буржуазной Ф. 20 в. является экзистенциализм – современная форма иррационализма, возникшая как выражение кризисного состояния буржуазного общества. Основные его течения: "атеистический" экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер). Отвергая научную Ф., экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию – возможность "существования", реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора.

    Наиболее влиятельным направлением современной религиозной Ф. является неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ю. Бохеньский) – ведущее философское учение католицизма. Неотомизм – теологическая форма современного объективного идеализма; его Ф. – метафизика, возрождающая основные принципы средневекового схоластического учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе "гармонии разума и веры", неотомизм выдвигает религиозное истолкование современных научных теорий.

    Современная буржуазная Ф. является выражением глубоких противоречий позднекапиталистического общества. Общий кризис капитализма обусловил кризисный характер развития буржуазной Ф. как теоретической базы буржуазной идеологии. Характерные черты буржуазной Ф. 20 в.: идеализм и метафизика, иррационалистическое искажение диалектики, отрицание мировоззренческого значения науки, утверждение религиозной картины мира, эклектизм, попытки "преодолеть" противоположность материализма и идеализма (новые варианты неореализма, концепции "франкфуртской школы"). В силу несостоятельности исходных принципов – прежде всего идеализма и отказа от диалектики – многочисленные течения и школы буржуазной Ф. оказались не в состоянии дать научный анализ сущности и закономерностей современной эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на достижения общественной практики и науки, марксистско-ленинская Ф. ведёт непримиримую борьбу со всеми видами современного идеализма и метафизики.

    Место и роль марксистской Ф. в системе научного знания. Опыт истории показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Многие фундаментальные положения современной науки были выдвинуты Ф.: концепция атомизма, идея рефлекса, положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идея развития и т.д. Уже в начале 20 в. Ленин сформулировал важнейший для современного естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются современные теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все крупнейшие научные открытия способствовали развитию философского мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание социальных процессов, так и весь строй научного мышления.

    Подлинно научная Ф. не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы Ф. имеют универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствующей науки. Развитие современной науки показывает, что наиболее адекватным универсальным методом для неё оказывается материалистическая диалектика: материализм побуждает отыскивать реальные основания для любых порождений теоретической мысли, а диалектика позволяет исследователю глубже проникать в суть вещей. Именно "... диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой" (Энгельс Ф., Диалектика природы, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф. – значит обрекать учёных на отказ от мировоззренческих и общеметодологических принципов исследования. Даже тогда, когда учёному кажется, что он опирается только на логический. аппарат своей узкой области, он в действительности пользуется совокупными результатами познавательной деятельности всего человечества, зафиксированными в философских категориях. Сознательное приобщение к философск

     

    Диалектический материализм

    Диалектический материализм, философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м…

    Исторический материализм

    Исторический материализм (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная и развивающаяся…

    Мировоззрение

    Мировоззрение, система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные…

    Методология

    Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку…

    Натурфилософия

    Натурфилософия (от лат. natuга - природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически…

    Спекулятивное

    Спекулятивное (позднелатинское speculativus, от лат. speculor - наблюдаю, созерцаю), тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено на…

    Основной вопрос философии

    Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному вообще. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (…

    Человек

    Человек, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Ч. - предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии…

    Практика

    Практика (греч. praktike, от praktikos - деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных…

    Мышление

    Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Хотя М. имеет своим единственным источником ощущения, оно переходит границы…

    Индия

    Индия (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных…

    Китай

    Китай, Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общиесведения К. - крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в…

    Греция (Древняя)

    Греция Древняя, Эллада (греч. Hellas), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу…

    Гераклит Эфесский

    Гераклит Эфесский (Herakleitos Ephesios) (р. около 544-540 до н. э. - г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и…

    Демокрит

    Демокрит (Demokritos) [р. около 460, Абдера (Фракия), - умер около 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о…

    Эпикур

    Эпикур (Epikuros) (342-341 до н. э., о. Самос, - 271-270 до н. э., Афины), древнегреческий философ-материалист. С 306 жил в Афинах, где основал философскую школу ("Сад" Э. - см. Эпикуреизм). Из…

    Лукреций Тит

    Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 век до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Л. относятся к 4 веку н. э., но не могут считаться…

    Сократ

    Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был…

    Идеализм

    Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа…

    Платон

    Платон (Platon) (428 или 427 до н. э., Афины, - 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Около 407 познакомился с Сократом и стал одним…

    Аристотель

    Аристотель (Aristotelcs) (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона (347)…

    Перипатетическая школа

    Перипатетическая школа (от греч. peripateo - прохаживаюсь), философская школа, основанная Аристотелем, который имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в Ликее со своими слушателями (…

    Кинди Абу Юсуф Якуб бей Исхак

    Кинди, аль-Кинди Абу Юсуф Якуб бей Исхак (около 800, Басра,-около 870, Багдад), арабский философ и ученый, основоположник восточного перипатетизма (аристотелизма); был назван "философом арабов"…

    Аль-Фараби

    Аль-Фараби (870 - 950), арабоязычный мыслитель, учёный-энциклопедист, см. Фараби…

    Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах

    Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (980, с. Афшана, близ Бухары, - 18.6.1037, Хамадан), учёный, философ, врач, представитель восточного аристотелизма. Жил в Средней…

    Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед

    Ибн Рушд, Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (латинизированное - Аверроэс) (1126, Кордова, - 1198, Марракеш, Марокко), арабский философ и врач, последний из видных представителей восточного…

    Арабская культура

    Арабская культура, средневековая культура, сложившаяся в Арабском халифате в 7-10 вв. в процессе культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и…

    Патристика

    Патристика (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (так называемых отцов…

    Схоластика

    Схоластика (лат. scholastica, от греч. scholastikos - школьный, учёный, schol - учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии…

    Реализм (философ.)

    Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действительный), идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных…

    Ансельм Кентерберийский

    Ансельм (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, - 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру как предпосылку…

    Фома Аквинский

    Фома Аквинский, Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, - 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор…

    Номинализм

    Номинализм (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя), философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, т.е. именами…

    Росцелин Иоанн

    Росцелин (Roscellinus, Roscelin) Иоанн (около 1050, Компьень, - около 1120), французский средневековый философ и теолог, представитель крайнего номинализма. Преподавал "свободные искусства" в Компьене…

    Иоанн Дунс Скот

    Иоанн Дунс Скот (Joannes Duns Scotus) (около 1266, Макстон, Шотландия, - 8.11.1308, Кельн), средневековый философ-схоласт; монах-францисканец. Учился в Оксфорде и Париже. Преподавал в университетах…

    Оккам Уильям

    Оккам (Ockham, Occam) Уильям (около 1285, Оккам, графство Суррей, - 1349, Мюнхен), английский философ, логик и церковно-политический писатель, представитель поздней схоластики. Монах-францисканец…

    Возрождение (Ренессанс)

    Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (…

    Коперник Николай

    Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2.1473, Торунь, - 24.5.1543, Фромборк), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Родился в семье купца. После смерти отца (1483)…

    Бруно Джордано Филиппе

    Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии…

    Галилей Галилео

    Галилей (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза, - 8.1.1642, Арчетри, близ Флоренции), итальянский физик, механик и астроном, один из основателей естествознания, поэт, филолог и критик. Г. принадлежал к…

    Монтень Мишель де

    Монтень (Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, - 13.9.1592, там же), французский философ и писатель. Родился в семье потомка гасконских буржуа, ставших дворянами. Получил…

    Кампанелла Томмазо

    Кампанелла (Campanella) Томмазо (5.9.1568, Стило, Италия, - 21.5.1639, Париж), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии. Сын сапожника; с 1582…

    Бэкон Фрэнсис

    Бэкон (Bacon) Фрэнсис (22.1.1561, Лондон, - 9.4.1626, там же), английский философ, родоначальник английского материализма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем -…

    Гоббс Томас

    Гоббс (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, - 4.12.1679, Хардуик), английский философ-материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в…

    Декарт Рене

    Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя - Картезий; Renatus Cartesius) [31.3.1596, Лаэ (Турень), - 11.2.1650, Стокгольм], французский философ и математик. Происходил из старинного дворянского…

    Дуализм

    Дуализм (от лат. dualis - двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального. Д. противостоит…

    Монизм

    Монизм (от греч. monos - один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме…

    Локк Джон

    Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, - 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма…

    Беркли Джордж

    Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, близ Килкенни, Ирландия, - 14.1.1753, Оксфорд), английский философ, представитель субъективного идеализма. Родился в английской дворянской семье. Учился в…

    Лейбниц Готфрид Вильгельм

    Лейбниц (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1.7.1646, Лейпциг, - 14.11.1716, Ганновер), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию…

    Ламетри Жюльен Офреде

    Ламетри (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офреде (25.12.1709, Сен-Мало, Бретань, - 11.11.1751, Берлин), французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки…

    Гольбах Поль Анри

    Гольбах (Holbach) Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, - 21.6.1789, Париж], французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г…

    Гельвеций Клод Адриан

    Гельвеций (Helvetius) Клод Адриан (31.1.1715, Париж, - 26.12.1771, там же), французский философ-материалист, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. Родился в семье придворного врача…

    Дидро Дени

    Дидро (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, - 31.7.1784, Париж), французский писатель, философ-просветитель. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Ранние философские сочинения ("…

    Просвещение (эпоха)

    Просвещение, идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. В ряде стран Западной Европы (где П…

    Кант Иммануил

    Кант (Kant) Иммануил (22.4.1724, Кенигсберг, ныне Калининград, - 12.2.1804, там же), немецкий философ и учёный, родоначальник нем. классической философии. Прожил всю жизнь в Кенигсберге, где окончил…

    Фихте Иоганн Готлиб

    Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (19.5.1762, Рамменау, - 29.1.1814, Берлин), немецкий философ и общественный деятель, представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в…

    Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф

    Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг, - 20.8.1854, Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском…

    Гегель Георг Вильгельм Фридрих

    Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, - 14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на…

    Фейербах Людвиг Андреас

    Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, - 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив…

    Ломоносов Михаил Васильевич

    Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711 - 4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один…

    Радищев Александр Николаевич

    Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, - 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-…

    Белинский Виссарион Григорьевич

    Белинский Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, - 26. 5(7.6). 1848, Петербург], русский литературный критик, публицист. Отец Б. - флотский лекарь, затем уездный врач. В 1816 семья…

    Герцен Александр Иванович

    Герцен Александр Иванович (псевдоним - Искандер) [25.3(6.4).1812, Москва, - 9(21).1.1870, Париж], русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева;…

    Чернышевский Николай Гаврилович

    Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, - 17(29).10.1889, там же], русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в семье священника. Учился в Саратовской…

    Добролюбов Николай Александрович

    Добролюбов Николай Александрович [24.1(5.2).1836, Нижний Новгород, ныне Горький, - 17(29).11.1861, Петербург], русский литературный критик, публицист, революционный демократ. Родился в семье…

    Научный коммунизм

    Научный коммунизм, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и…

    Истина

    Истина, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание И. как…

    Партийность

    Партийность, 1) принадлежность человека к политической партии. 2) Идейная направленность мировоззрения, философии, общественных наук, литературы и искусства, выражающая интересы определённых классов…

    Вульгарный материализм

    Вульгарный материализм, течение в буржуазной философии середины 19 в. Возникло в период великих открытий естествознания 19 в. Теоретическим предшественником В. м. был французский материалист П…

    Бюхнер Людвиг

    Бюхнер (Buchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт, - 1.5.1899, там же), немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Сын врача, брат писателя Г. Бюхнера.Представитель вульгарного материализма, в духе…

    Фохт Карл

    Фохт, Фогт (Vogt) Карл (5.7.1817, Гисен, - 5.5.1895, Женева), немецкий естествоиспытатель и философ, представитель вульгарного материализма; участник Революции 1848, член Франкфуртского национального…

    Молешотт Якоб

    Молешотт (Moleschott) Якоб (9.8.1822, Хертогенбос, Нидерланды, - 20.5. 1893, Рим), немецкий физиолог и философ, представитель вульгарного материализма. Изучал медицину и физиологию в Гейдельбергском…

    Позитивизм

    Позитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus - положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь…

    Конт Огюст

    Конт (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье, - 5.9.1857, Париж), французский философ, один из основоположников позитивизма и буржуазной социологии. В 1817-22 был секретарём А. Сен-Симона, затем -…

    Милль Джон Стюарт

    Милль (Mill) Джон Стюарт (20.5.1806, Лондон, - 8.5.1873, Авиньон), английский философ-позитивист, экономист и общественный деятель. Сын Джеймса Милля, под руководством которого получил всестороннее…

    Спенсер Герберт

    Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем…

    Шопенгауэр Артур

    Шопенгауэр (Schopenhauer) Артур (22.2.1788, Данциг, ныне Гданьск, - 21.9. 1860, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист. С 1820 приват-доцент Берлинского университета, с 1831 жил во…

    Гартман Эдуард

    Гартман (Hartmann) Эдуард (23.2.1842, Берлин, - 5.6.1906, Грослихтерфельде), немецкий философ-идеалист. Источниками философии Г. были волюнтаризм А. Шопенгауэра и "философия тождества" Шеллинга…

    Неокантианство

    Неокантианство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг…

    Виндельбанд Вильгельм

    Виндельбанд (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, - 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877)…

    Риккерт Генрих

    Риккерт (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша, - 30.7. 1936, Гейдельберг), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. С 1894 профессор Фрейбургского, с…

    Наторп Пауль

    Наторп (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, - 17.8.1924, Марбург), немецкий философ-идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства. С 1885 профессор…

    Коген Герман

    Коген (Cohen) Герман [4.7.1842, Косвиг (Анхальт),-4.4.1918, Берлин], немецкий философ-идеалист, глава марбургской школы неокантианства. Профессор в Марбурге (1876-1912) и Берлине (с 1912). Устраняя…

    "Вещь в себе"

    "Вещь в себе" (Ding an sich; things in itself; chose en soi; cosa in se), философский термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или "в себе"), в отличие от того, какими они являются "…

    Интуитивизм

    Интуитивизм, идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям…

    Бергсон Анри

    Бергсон (Bergson) Анри (18.10.1859, Париж, - 4.1.1941, там же), французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни. С 1900 профессор Коллеж де Франс; с 1914 член Французской…

    Лосский Николай Онуфриевич

    Лосский Николай Онуфриевич [24.11(6.12).1870, Кресловка, около Витебска, - 24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа], русский философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма. Приват-доцент (с 1900)…

    Неогегельянство

    Неогегельянство, течение идеалистической философии конца 19 - 1-й трети 20 вв., для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г…

    Брэдли Фрэнсис Герберт

    Брэдли (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем, - 18.9.1924, Оксфорд), английский философ-идеалист, глава английского неогегельянства. Окончил Оксфордский университет. "Абсолютный идеализм" Б. -…

    Грин Томас Хилл

    Грин (Green) Томас Хилл (7. 4. 1836, Биркин, Йоркшир, - 26. 3. 1882, Оксфорд), английский философ-идеалист, представитель неогегельянства. Профессор Оксфордского университета (с 1878). Под влиянием…

    Ройс Джосайя

    Ройс (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния, - 14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), американский философ-идеалист. С 1892 профессор истории и философии Гарвардского университета. Находился…

    Кроче Бенедетто

    Кроче (Croce) Бенедетто (25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л'Акуила, - 20.11.1952, Неаполь), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, критик, публицист, политический деятель. Представитель…

    Кронер Рихард

    Кронер (Kroner) Рихард (р. 8.3.1884, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша), немецкий философ-идеалист, один из крупных представителей неогегельянства. Профессор во Фрейбурге (1919-24), в Дрездене (с 1924)…

    Либерт Артур

    Либерт (Liebert) Артур (10.11.1878, Берлин, - 5.11.1946, там же), немецкий философ-неокантианец. В 1910-33 руководил деятельностью Кантовского общества: в 1918-33 был одним из издателей журнала "…

    Махизм

    Махизм, 1) в узком смысле - совокупность философских воззрений австрийского физика и философа Э. Маха; 2) в широком смысле - субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки…

    Мах Эрнст

    Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, ныне Туржани, Чехословакия, - 19.2.1916, Хар, близ Мюнхена), австрийский физик и философ-идеалист. Окончил Венский университет. Приват-доцент в Венском университете…

    Авенариус Рихард

    Авенариус (Avenarius) Рихард (19.11.1843-18.8.1896), швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Центральное понятие философии А. -…

    Прагматизм

    Прагматизм (от греч. pragma, родительный падеж pragmatos - дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в…

    Пирс Чарлз Сандерс

    Пирс (Peirce) Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж, Массачусетс,- 19.4.1914, Милфорд, Пенсильвания), американский философ-идеалист, логик, математик и естествоиспытатель. Член Американской академии наук…

    Джемс Уильям

    Джемс, Джеймс (James) Уильям (11.1.1842, Нью-Йорк, - 16.8.1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир), американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма. Профессор физиологии и психологии…

    Дьюи Джон

    Дьюи (Dewey) Джон (20.10.1859, Барлингтон, штат Вермонт, - 1.6.1952, Нью-Йорк), американский философ-идеалист, один из ведущих представителей прагматизма. Окончил Вермонтский университет (1879)…

    Философия жизни

    Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не…

    Ницше Фридрих

    Ницше (Nietzsche) Фридрих (15.10.1844, Рёккен, около Лютцена, Саксония, - 25.8.1900, Веймар), немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском…

    Дильтей Вильгельм

    Дильтей (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне, - 1.10.1911, Зейс), немецкий историк культуры и философ-идеалист, представитель философии жизни. Профессор в Базеле, Киле, Бреслау и Берлине…

    Зиммель Георг

    Зиммель (Simmel) Георг (1.3.1858, Берлин, - 26.9.1918, Страсбур), немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914). Ранний…

    Шпенглер Освальд

    Шпенглер (Spengler) Освальд (29.5. 1880, Бланкенбург, Гарц, - 8.5.1936, Мюнхен), немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни. Стал известным после сенсационного успеха главного труда "…

    Феноменология

    Феноменология (греч., буквально - учение о феноменах), вначале одна из философских дисциплин, позднее - идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от…

    Гуссерль Эдмунд

    Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, - 26.4.1938, Фрей-бург), немецкий философ-идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик…

    Шелер Макс

    Шелер (Scheler) Макс (22. 8. 1874, Мюнхен, - 19. 5. 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии познания и философской…

    Неореализм (направление философии)

    Неореализм, одно из направлений современной буржуазной философии. На формирование Н. оказала влияние шотландская школа, а также идеи Ф. Брентано, А. Мейнонга, Э. Маха (Австрия) и раннего Б. Рассела (…

    Мур Джордж Эдуард

    Мур (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873 Лондон, - 24.10.1958, Кембридж), английский философ-идеалист. Профессор Кембриджского университета (1925-39), член Британской АН, главный редактор журнала "Майнд"…

    Александер Сэмюэл

    Александер (Alexander) Сэмюэл (6.1.1859, Сидней, - 13.9.1938,Манчестер), английский философ, представитель неореализма, один из родоначальников идеалистической теории эмерджентной эволюции. Исходный…

    Уайтхед Алфред Норт

    Уайтхед (Whitehead) Алфред Норт (15.2.1861, Рамсгит, Кент, - 30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), английский математик, логик и философ. Профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне (с 1914)…

    Смэтс Ян Христиан

    Смэтс (Smuts) Ян Христиан (24.5.1870, Бовенплатс, Капская провинция, - 11.9.1950, Ирене, близ г. Претория), южноафриканский политический деятель; брит. фельдмаршал (с 1941), философ-идеалист. Родился…

    Эмерджентная эволюция

    Эмерджентная эволюция (англ. emergent - внезапно возникающий, от лат. emerge - появляюсь, возникаю), идеалистическая концепция, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых…

    Критический реализм (в философии)

    Критический реализм в философии, направление современной идеалистической философии, ведущее своё происхождение от "критической философии" И. Канта. Исходные принципы К. р. были сформулированы в…

    Сантаяна Джордж

    Сантаяна (Santayana) Джордж (16.12.1863, Мадрид, - 26.9.1952, Рим), американский философ-идеалист, писатель (автор популярного романа "Последний пуританин", 1935). Испанец по происхождению, С. в 1872-…

    Неопозитивизм

    Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых…

    Рассел Бертран

    Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872, Треллек, Уэльс, - 2.2.1970, Пенриндайдрайт, Уэльс), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского…

    Витгенштейн Людвиг

    Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена, - 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 жил в Англии, профессор Кембриджского…

    Карнап Рудольф

    Карнап (Carnap) Рудольф (18.5.1891), Вупперталь, - 16.9.1970, Санта-Мария, Калифорния), немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки…

    Шлик Мориц

    Шлик (Schlick) Мориц (14.4.1882, Берлин, - 22.6.1936, Вена), австрийский философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Профессор философии и…

    Нейрат Отто

    Нейрат (Neurath) Отто (10.12.1882, Вена, - 22.12.1945, Оксфорд), австрийский философ, социолог и экономист. Один из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934-40 жил в Голландии, с 1941 - в…

    Логического анализа философия

    Логического анализа философия, течение современной аналитической философии, которое усматривает задачи философии в логическом анализе языка науки средствами современной формальной (математической)…

    Франк Филипп

    Франк (Frank) Филипп (20.3.1884, Вена, - 21.7.1966, Кембридж, Массачусетс), австро-американский философ и физик, представитель неопозитивизма. С 1912 профессор теоретической физики Пражского…

    Рейхенбах Ханс

    Рейхенбах (Reichenbach) Ханс (26.9.1891, Гамбург, - 9.4.1953, Лос-Анджелес), немецкий философ и логик. профессор философии физики Берлинского университета (1926-33), один из организаторов Берлинского…

    Лингвистическая философия

    Лингвистическая философия,лингвистического анализа философия, философия обыденного языка, направление аналитической философии. Возникло в 1930-х гг. и получило развитие в Великобритании (Г. Райл, Дж…

    Аналитическая философия

    Аналитическая философия, направление современной буржуазной, главным образом англо-американской, философии, которое сводит философию к анализу языковых и понятийных (рассматриваемых в конечном счёте…

    Поппер Карл Раймунд

    Поппер (Popper) Карл Раймунд (р. 28.7.1902, Вена), австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог. Был близок к Венскому кружку. С 1945 живёт в Великобритании, профессор логики и научного…

    Персонализм

    Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир…

    Бердяев Николай Александрович

    Бердяев Николай Александрович (6.3. 1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском…

    Мунье Эмманюэль

    Мунье (Mounier) Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль, - 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ Парижа), французский философ-идеалист, основатель и глава французского персонализма, организатор и руководитель его…

    Флюэллинг Ралф Тайлер

    Флюэллинг (Flewelling) Ралф Тайлер (23.11.1871 - 31.3.1960), американский философ-персоналист; профессор Южно-Калифорнийского университета (с 1927); основатель и редактор журнала "Personalist" (с 1920…

    Экзистенциализм

    Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-…

    Хайдеггер Мартин

    Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26.9.1889, Мескирх, Баден, - 26.5.1976, там же), немецкий философ-экзистенциалист. Учился во Фрейбургском университете у Г. Риккерта. С 1916 ассистент Э. Гуссерля…

    Сартр Жан Поль

    Сартр (Sartre) Жан Поль (р. 21.6.1905, Париж), французский писатель, философ и публицист. Сын морского офицера. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время…

    Камю Альбер

    Камю (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, - 4.1.1960, Вильблевен, Франция), французский писатель, публицист и философ. Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского…

    Марсель Габриель Оноре

    Марсель (Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, - 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма. Родился в семье дипломата…

    Ясперс Карл

    Ясперс (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, - 26.2.1969, Базель), немецкий философ-экзистенциалист и психиатр. Медицинское образование получил в университетах Берлина, Гёттингена и Гейдельберга (…

    Бубер Мартин

    Бубер (Buber) Мартин или Мардохай (8.2.1878, Вена, - 13.6.1965, Иерусалим), еврейский религиозный философ и писатель, представитель иудаизма. Писал на двух языках - немецком и иврите. В 1924-33…

    Неотомизм

    Неотомизм, философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил официальное признание Ватикана. Распространён в…

    Маритен Жак

    Маритен (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, - 29.4.1973, Тулуза), французский философ, представитель неотомизма. Образование получил в лицее Генриха IV и в Сорбонне, был учеником А. Бергсона. В 1906…

    Жильсон Этьенн Анри

    Жильcон (Gilson) Жюль (р. 13.6.1884, Париж), французский религиозный философ, сторонник томизма, историк средневековой философии. В 1919-20 читал лекции по философии в Страсбурге, в 1920-32 в Париже…

    Бохеньский Юзеф Мария

    Бохеньский (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8.1902, г. Чушув, Польша), швейцарский философ-неотомист. По национальности поляк. Один из теоретических лидеров антикоммунизма; член ордена доминиканцев…

    Атомизм

    Атомизм, атомное учение, атомистика, учение о прерывистом, дискретном (зернистом) строении материи. А. утверждает, что материя состоит из отдельных чрезвычайно малых частиц; до конца 19 в. они…

    Рефлекс

    Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повёрнутый назад, отражённый) в живописи (реже в графике), отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает…

    Детерминизм

    Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит…

    Развитие (философ.)

    Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений…