• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Фанерозойский эон

    Фанерозойский эон, фанерозой (от греч. phaneros - явный, открытый и zoe - жизнь, образ жизни), крупнейший отрезок времени (эон), охватывающий палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры геологической…



    Фанерофиты

    Фанерофиты (от греч. phaneros - видимый, явный, открытый и phyton - растение), жизненная форма растений, почки возобновления которых открыты (расположены высоко над поверхностью почвы). К ним…



    Фанза

    Фанза (от кит. фан-цзы), китайское жилище, каменное или саманное, на каркасе из деревянных столбов. В плане прямоугольное. Крыша двускатная, крытая соломой, черепицей, камышом. Ф. состоит обычно из…



    Фансипан

    Фансипан (Fan Si Pan), горный массив на С.-З. Вьетнама; см. Фаншипан…



    Фанские горы

    Фанские горы, наиболее приподнятая центральная часть Зеравшанского хребта, расположенная между рр. Арчамайдан на З. и Фандарья на В., на С.-З. Таджикской ССР. высотой свыше 5000 м (наибольшая - 5489 м…



    Фантазия (в музыке)

    Фантазия (от греч. phantasm – воображение), инструментальная музыкальная пьеса, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. В 16 в. Ф. для гитары, лютни и клавишных инструментов создавались как полифонические пьесы, близкие к ричеркару и токкате. В 17 в. Ф. испытывала влияние концерта, симфонии, увертюры, сонаты, рондо. В 17–18 вв. она часто использовалась в качестве вступления к др. пьесе, например к фуге, порой и к сонате (Фантазия и соната c-moll Моцарта). В 19 в. Ф. сближается с сонатой (2 сонаты для фортепиано "quasi una fantasia" Бетховена, в том числе "Лунная"). Ф. зачастую создаются как свободные варианты сонатной формы (Ф. для фортепиано Шумана, Шопена), порой по структуре близкие к симфонической поэме (Ф. для фортепиано "Скиталец" Шуберта). Одновременно получила распространение Ф. как виртуозная пьеса, основанная на разработке (большей частью вариационной) тем из опер, балетов (Ф. для фортепиано Листа на темы из оперы "Дон Жуан" Моцарта и др.), мелодий народных песен ("Фантазия на темы русских народных песен" для скрипки с оркестром Римского-Корсакова и др.).

     

    Ричеркар

    Ричеркар (итал. ricercar, от ricercare - искать, разыскивать), в западноевропейской музыке 16-17 вв. род полифонической пьесы имитационного склада, родственной фантазии; предшественник фуги. Название…

    Токката

    Токката (итал. toccata, от toccare - трогать, касаться), виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной…