• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Фальцет

    Фальцет (итал. falsetto, от falso - ложный), один из регистров певческого голоса (главным образом мужского), в котором используется лишь головной резонатор изолированно от грудного. При Ф. края…



    Фальцовка

    Фальцовка, фальцевание (от нем. falzen - складывать, сгибать) в полиграфии, последовательное сгибание отпечатанных листов бумаги для образования тетрадей, из которых затем получают книги, журналы и т…



    Фальчик

    Фальчик, стержень (полиграфический), узкая полоска ткани или бумаги (шириной 12-15 мм), к одной половине которой приклеивается иллюстрация в книге, а другая половина Ф. приклеивается к лицевой или…



    Фальшборт

    Фальшборт (от нем. Falschbord, буквально - ложный борт), продолжение бортовой обшивки судна выше верхней палубы. Служит ограждением открытых частей палубы и уменьшает накат волн на неё; к Ф. крепят…



    Фальшивомонетничество

    Фальшивомонетничество, изготовление с целью выпуска в обращение или сбыт в виде промысла поддельной металлические монеты, денежных знаков, государственных ценных бумаг. Ф. считается преступлением по…



    Фалья Мануэль де

    Фалья (Falla) Мануэль де (23.11. 1876, Кадис, – 14.11.1946, Альта-Грасия, Аргентина), испанский композитор и пианист. Учился у Х. Траго (фортепиано), Ф. Педреля (композиция). Завоевал известность оперой "Короткая жизнь" (1905, пост. 1913, Ницца), как и ряд последующих сочинений, основанных на фольклоре Андалусии. Концертировал как пианист. В 1907–14 жил в Париже, где встречался с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем. Под влиянием их музыки написаны "Ночи в садах Испании" ("Симфонические впечатления" для фортепиано с оркестром, 1915). Выделяются балеты "Любовь-волшебница" (1915, Мадрид), "Треуголка" (1919, Лондон), "Балаганчик маэстро Педро" (по "Дон Кихоту", 1923), сочетающий элементы оперы, балета-пантомимы и кукольного представления (основанного на фольклоре Кастилии), "Бетическая фантазия" для фортепиано (1919), концерт для клавесина и 5 инструментов (1924); 7 испанских народных песен для голоса с фортепиано (1914), 4 испанские пьесы для фортепиано (1909); пьеса для гитары памяти Дебюсси (1920); многие сочинения известны в переложениях Ф. Крейслера, П. Коханьского (для скрипки с фортепиано) и М. Марешаля (для виолончели с фортепиано). Музыке Ф., синтезирующей достижения западно-европейского музыкального искусства начала 20 в. и национальные музыкальные традиции, свойственны ясность и законченность формы, ритмическое богатство, красочность оркестровки, напряжённая экспрессивность, сочетающаяся со сдержанностью эмоций. В конце 1939 эмигрировал из франкистской Испании в Аргентину, изредка выступал как дирижёр.

    Соч. в рус. пер.: Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971.

    Лит.: Крейн Ю., Мануэль де Фалья, М,, 1960; Оссовский А., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 227–88; Бронфин Е., Мануэль де Фалья как музыкальный писатель, в кн.: Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах, пер. с псп., М., 1971; Cuelar J., М. de Falla, Madrid, 1968.

    Е. Ф. Бронфин.