• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Таксономические категории

    Таксономические категории, ранги, систематические категории, понятия, применяемые в таксономии для обозначения соподчинённых групп объектов - таксонов. В связи с задачами рациональной классификации…



    Таксономия (исследование языка)

    Таксономия, исследование языка, имеющее целью классификацию (систематизацию) языковых фактов. В основе Т. лежит процедура вычленения в тексте лингвистических единиц и изучения их свойств через…



    Таксономия (теория классификации)

    Таксономия (от греч. taxis - расположение, строй, порядок и nomos - закон), теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение…



    Таксофон

    Таксофон, телефон-автомат, монетный телефонный аппарат, телефонный аппарат общего пользования для одноразового платного соединения с вызываемым абонентом; соединение устанавливается при опускании в Т…



    Тактакишвили Отар Васильевич

    Тактакишвили Отар Васильевич (р. 27.7.1924, Тбилиси), советский композитор, общественный деятель, народный артист СССР (1974). Член КПСС с 1951. Член ЦК КП Грузии (1963). Министр культуры Грузинской…



    Такташ Хади

    Такташ Хади (псевдоним; настоящие имя и фамилия Хади Хайруллович Такташев) [19.12.1900 (1.1.1901), с. Сыркыды, ныне Торбеевского района Мордовской АССР, — 8.12. 1931, Казань], татарский советский поэт. С 1918 учительствовал, был на журналистской работе. Печатался с 1918. Трагедия в стихах "Сыновья земли" (1921) направлена против устоев феодального и буржуазного общества. От абстрактно-романтических образов поэт приходит в 1923—24 к гражданской реалистической поэзии. Новаторская по форме поэма "Века и минуты" (1924) отразила скорбь народа о смерти Ленина. Темы революции, формирования нового человека — в центре поэм "Деревня Сыркыды", "После бури" (обе 1924), драмы "Зарытое оружие" (1927), неоконченного романа "Ветер зари" (1928—29). Поэмы "Исповедь любви" (1927), "Алсу" (1929), драма "Утерянная красота" (1928) ставят проблемы воспитания молодёжи. В лиро-эпической поэме "Письма в грядущее" (1930—-1931) Т. воссоздал поэтические образы строителей коммунистического будущего. Социальная драма "Камиль" (1930) рисует классовую борьбу в годы коллективизации. Т. раскрыл новые возможности татарской силлабической поэзии, обогатив её интонационным стихом, разнообразием ритмики, рифм. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР.

    Соч.: Эсэрлэр, Казан, 1942: Пьесалар. Хикэялэр. Мэкалэлэр, Казан, 1953; Сайланма эсэрлэр, Казан, 1963; в рус. пер. — Стихи, М., 1948; Стихотворения и поэмы. [Предисл. Х. Хайри], М., 1955.

    Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Госман Х., Такташ поэзиясе, Казан, 1953; Халит Г., Шагыйрь. Чор. Герой, Казан, 1971.

    Хасан Хайри.