• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Савар Феликс

    Савар (Savart) Феликс (30.6.1791, Мезьер, - 16.3.1041, Париж), французский физик, член Парижской АН (1827). По образованию врач. Работал военным хирургом, затем (с 1816) практикующим врачом в…



    Саввин Владимир Иванович

    Саввин Владимир Иванович (25.10.1919, Москва, - 17.3.1975, там же), советский спортивный деятель, один из основателей современной школы волейбола, заслуженный мастер спорта (1949). Член КПСС с 1943…



    Савельев Максимилиан Александрович

    Савельев Максимилиан Александрович [7(19).2.1884, Нижний Новгород, ныне Горький, - 15.5.1939, Москва], советский партийный деятель, журналист, академик АН СССР (1932). Член Коммунистической партии с…



    Савельев Павел Степанович

    Савельев Павел Степанович [23.6 (5.7).1814, Петербург, - 19(31).5.1859, там же], русский востоковед-арабист, археолог и нумизмат. Один из основателей (1846) Русского археологического общества. Окончил…



    Савин Александр Николаевич

    Савин Александр Николаевич [4(16).7.1873, Калужская губерния, - 29.1.1923, Москва], русский историк. Ученик П. Г. Виноградова, С. по окончании в 1895 Московского университета преподавал в Москве на…



    Савина Мария Гавриловна

    Савина (урожденная Подраменцова) Мария Гавриловна [30.3 (11.4).1854, Каменец-Подольск, — 8(21).9.1915, Петроград], русская артистка. Из семьи провинциальных актёров. Как профессиональная актриса дебютировала в 1869 в Минске (Полинька — "Доходное место" Островского). С 1870 работала в Харькове (антреприза М. В. Лентовского), затем в Нижнем Новгороде. Талант С. формировался под влиянием ученицы М. С. Щепкина А. И. Шуберт и антрепренёра и актёра П. М. Медведева, в труппе которого С. играла в Казани, Саратове, Орле (в 1872). Выступала в водевилях, опереттах, лёгких комедиях. С 1874 актриса Александрийского театра, где вскоре заняла ведущее положение. Была лучшей за всю сценическую историю "Ревизора" Гоголя исполнительницей роли Марьи Антоновны, много играла в пьесах А. Н. Островского. Среди ролей: Поликсена, Варя, Надя, Вера Филипповна ("Правда — хорошо, а счастье лучше", "Дикарка", "Воспитанница", "Сердце не камень" Островского), Акулина ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Ольга Ранцева ("Год жизни" Марковича), Нина Волынцева ("Цепи" Сумбатова). Игра С. отличалась художественной завершённостью, яркостью рисунка, лаконизмом и выразительностью деталей. Характерные черты искусства артистки — классическая ясность, тонкая манера передачи как бы мимолётных, а на самом деле значительных чувств, умение без слов выразить сокровенные движения души — наиболее полно раскрылись в пьесах И. С. Тургенева: Верочка (1879), Наталья Петровна (1903) — "Месяц в деревне", и др. Гастроли С. в Берлине (1899) способствовали популяризации русского актёрского искусства за границей. Была одним из организаторов (1883—84) и председателем Русского (ныне Всероссийского) театрального общества, входила в число инициаторов 1-го Всероссийского съезда сценических деятелей (1897); основательница убежища для престарелых артистов (1896; ныне Дом ветеранов сцены Всероссийского театрального общества).

    Соч.: Горести и скитания, Л. — М., 1961.

    Лит.: Шнейдеоман И. И., М. Г. Савина, М. — Л., 1956.