• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Российский Николай Алексеевич

    Российский Николай Алексеевич [9(22).3.1915, деревня Трулиси, ныне Волоколамского района Московской области, - 8.3.1960, Москва], инициатор соревнования за коллективный новаторский труд, широкого…



    Российско-американская компания

    Российско-американская компания, торговое объединение, учрежденное 8 (19) июля 1799 в России в целях освоения территории Русской Америки, Курильских и других островов. Компания имела правление в…



    Российское общество радиоинженеров

    Российское общество радиоинженеров (РОРИ), первое добровольное научно-инженерное объединение советских специалистов в области радио. Создано в марте 1918 в Петрограде по инициативе В. К. Лебединского…



    Российское палестинское общество

    Российское палестинское общество (РПО), научная организация при АН СССР, изучающая историю, археологию, этнографию и филологию народов Восточного Средиземноморья. Объединяет советских…



    Российское телеграфное агентство

    Российское телеграфное агентство (РОСТА), центральный информационный орган Советского государства с сентября 1918 до июля 1925. Образовано по постановлению ВЦИК из Бюро печати при ВЦИК и…



    Росси Карл Иванович

    Росси Карл Иванович [18(29).12.1775, Петербург, — 6(18).4.1849, там же], русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать — итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806 — архитектором Кабинета его величества, в 1809 направлен в Экспедицию Кремлёвского строения в Москву (московские постройки Р. не сохранились). Среди ранних работ — перестройка Путевого дворца в Твери (1809). В 1815 вернулся в Петербург, с 1816 один из главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. С этого времени начался период расцвета творчества Р., создавшего на основе обширных градостроительных планов ряд монументальных ансамблей Петербурга, которые во многом определили облик центральных частей города. После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове (1818—22) Р. осуществил строительство величественного Михайловского дворца (1819—25; ныне здание Русского музея) и торжественного ансамбля Михайловской площади (ныне Искусств площадь), и Михайловской улицы (ныне улица Бродского), соединяющей её с Невским проспектом. Выполненные по проекту Р. интерьеры Михайловского дворца (например, Белый зал) свидетельствуют о его высоком мастерстве декоратора. В 1819—29 Р. возвёл ансамбль Главного штаба, смело решив трудную композиционную и планировочную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь: Р. изменил направление Морской улицы (ныне улица Герцена), ориентировал её на центр Зимнего дворца и перекрыл мощной двойной аркой. В 1816—34 Р. создал один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, возникший в связи с постройкой Александрийского театра (ныне Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина, и состоящий из Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси), Александринской площади (ныне Островского площадь) и Чернышева моста площади (ныне площадь Ломоносова). Последним крупным сооружением — зданиями Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) Р. в 1829—34 завершил формирование Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Р. составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Р., одного из создателей русского варианта ампира, характерны широта в охвате архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой (с Р. сотрудничали скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и др.), новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений Р. отражал патриотические идеи величия России — победительницы в Отечественной войне 1812. Р. также построил в Павловске библиотеку дворца (1822—24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде — колокольню Юрьева монастыря (1838—41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена В. П. Стасовым). Градостроительные идеи Р., воплощённые им в величавых городских ансамблях, явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма. Вместе с тем в позднем творчестве Р. наметились и кризисные черты позднего классицизма, элементы архитектурной эклектики.

     

    Лит.: Вейнерт Н., Росси, М. — Л., 1939; Гримм Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского, Л. — М., 1946; Пилявский В. И., Зодчий Росси, М. — Л., 1951.

     

    Классицизм

    Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к…

    Бренна Викентий Францевич

    Бренна Викентий (Винченцо) Францевич (1745, Флоренция, - 17.5.1820, Дрезден), художник-декоратор и архитектор, итальянец по происхождению. Работал в Польше (1780-83) и в России (1783-1802). В 1790-х…

    Русский музей

    Русский музей в Ленинграде, крупнейший в СССР (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей русского искусства. Учрежден в 1895 как художественный и культурно-исторический музей (официальное…

    Искусств площадь

    Искусств площадь (бывшая Михайловская) в Ленинграде, создана в 1819-40 по проекту архитектора К. И. Росси. Главной частью ансамбля является Михайловский дворец (1819-25, архитектор К. И. Росси) -…

    Дворцовая площадь

    Дворцовая площадь в Ленинграде, главная площадь города, основное звено в системе ансамблей центра Ленинграда. Начало формированию площади положило строительство Зимнего дворца (1754-62, архитектор В…

    Ленинградский академический театр драмы

    Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина (в 1832-1920 - Александринский театр), старейший русский театр. Формирование петербургской труппы началось в 1756, когда был создан первый…

    Островского площадь

    Островского площадь (бывшая Александринская; названа в честь драматурга А. Н. Островского), одна из центральных площадей Ленинграда. Вместе с улицей зодчего Росси (бывшей Театральной) и площадью…

    Ампир

    Ампир (от франц. empire - империя), стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий 19 в., завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь, как и классицизм, на…

    Пименов Степан Степанович

    Пименов Степан Степанович [1784, Петербург, - 22.3(3.4).1833, там же], русский скульптор. Отец Н. С. Пименова. Учился у М. И. Козловского и И. П. Прокофьева в петербургской АХ (1795-1803; пенсионер в…

    Демут-Малиновский Василий Иванович

    Демут-Малиновский Василий Иванович [2(13).3.1779, Петербург, - 16(28).7.1846, там же], русский скульптор-монументалист. Учился в петербургской АХ (1785-1800) у М. И. Козловского. Пенсионер АХ в Риме (…

    Стасов Василий Петрович

    Стасов Василий Петрович [24.7(4.8).1769, Москва, - 24.8(5.9). 1848, Петербург], русский архитектор, представитель позднего классицизма. В 1783-1794 помощник архитектора в Московской управе благочиния…