• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Раби Изидор Айзек

    Раби (Rabi) Изидор Айзек (р. 29.7.1898, Рыманув, ныне Польша), американский физик, член Национальной АН США (1940). Учился в Корнеллском и Колумбийском университетах. В 1924-27 преподаватель колледжа…



    Рабинович Адольф Иосифович

    Рабинович Адольф Иосифович [24.3(5.4).1893, Одесса, - 19.9.1942, Казань], советский физико-химик, член-корреспондент АН СССР (1933). Окончил в 1915 Новороссийский университет в Одессе. С 1923 работал…



    Рабинович Исаак Моисеевич (театр. художник)

    Рабинович Исаак Моисеевич [27.2(11.3).1894, Киев, - 4.10.1961, Москва], советский театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Учился в Киевском художественном училище (1906-12) и…



    Рабинович Исаак Моисеевич (учёный)

    Рабинович Исаак Моисеевич [р. 11(23).1.1886, Могилёв], советский учёный в области строительной механики, член-корреспондент АН СССР (1946), Герой Социалистического Труда (1966), генерал-майор-инженер…



    Рабкор

    Рабкор, рабочий корреспондент, рабочий или другой работник (инженер, служащий) промышленного предприятия, строительной, транспортной или иной городской организации, добровольно взявший на себя…



    Рабле Франсуа

    Рабле (Rabelais) Франсуа (около 1494, близ г. Шинон, Турень, — 9.4. 1553, Париж), французский писатель. Родился в имении отца — юриста и землевладельца. В молодости монах; с 1527, покинув монастырь, изучал право, топографию, археологию, медицину. Доктор медицины с 1537. Вёл жизнь странствующего гуманиста, лектора и врача. В 1532 в качестве продолжения популярного лубочного романа о великанах Р. издал "Пантагрюэля", а затем, на протяжении двадцати лет, ещё три книги романа "Гаргантюа и Пантагрюэль", встреченного современниками с восторгом. Каждая из частей романа подвергалась запрету за откровенное и дерзкое свободомыслие, автору не раз приходилось скрываться от преследований за границей. Посмертно изданная под именем Р. "Пятая книга Пантагрюэля" (1564) написана неизвестным автором — вероятно, с использованием оставшихся после Р. материалов.

    Великий роман Р. — подлинная художественная энциклопедия французской культуры эпохи Возрождения: её религиозной и политической жизни, философской, педагогической и научной мысли, общественного быта и духовных устремлений. Всесторонний и беспощадный смех над отживающим миром сочетается у Р. с безграничной верой в обновление жизни, в научный и социальный прогресс, принимая форму предсказаний грядущих великих открытий и изобретений или форму утопии свободного общества (описание Телемского аббатства). За необузданной фантастикой и с виду хаотичным построением книги, "... наиболее причудливой в мировой литературе" (France А., CEuvres complètes, v. 17, P., 1928, p. 45), ощущается замечательная трезвость и стройность универсального гуманистического мировоззрения. Сам Р. определяет свой "пантагрюэлизм" (т. е. гуманизм) как "... глубокую и несокрушимую жизнерадостность, перед которой все преходящее бессильно..." ("Гаргантюа и Пантагрюэль", М., 1966, с. 437). Исторически его питает Возрождение, по словам Ф. Энгельса, — "... величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Художественно "пантагрюэлизм" представлен в двух главных образах романа — в короле-великане Пантагрюэле ("Всежаждущем" знаний), вечно невозмутимом перед любыми превратностями фортуны, перед "всем преходящим" (олицетворение идеального будущего человечества), и в его закадычном друге и спутнике, вечно сомневающемся, неугомонном бродяге Панурге (олицетворение реального народа переломной эпохи). На этом как бы символическом союзе ищущей передовой мысли гуманизма с беспокойным и на свой лад тоже ищущим народом, материальной силой прогресса, основан и сюжет последних трёх книг романа (после описания воспитания и молодости отца Пантагрюэля, великана Гаргантюа, в первой книге — знаменитые в истории педагогики главы романа — и детства самого Пантагрюэля во второй); аллегорическое, но прозрачное по своему смыслу путешествие пантагрюэльцев к Оракулу Божественной Бутылки (к Истине) за ответом на комически тревожащий Панурга вопрос — "жениться или не жениться", за ответом на все "больные вопросы". В богатом приключениями морском путешествии они терпят всякого рода невзгоды, посещают разные "острова" со смехотворными обитателями — олицетворениями косности, фанатизма, неразумия, — эти пережитки старого мира служат для "жаждущих" и "ищущих" пантагрюэльцев доказательствами от противного на пути к истине.

    В мировой литературе Р. — один из величайших гениев комического. Подобно сюжету его романа, продолжению народной книги, смех Р. по своим источникам и приёмам, как и по своему духу в целом, коренится в народном творчестве. Жанры фольклора — сказки, фаблио, шутки, поговорки, приёмы гротеска в языке и образотворчестве — всё это вошло в роман. Главный источник смеха у Р. — материализация духовного во вкусе народной поэзии, игра на двузначном характере "жажды" у его героев — жажды вина и жажды знаний: отрицание средневекового идеала аскетизма и самоограничения, прославление всестороннего, телесного и духовного, удовлетворения потребностей и безграничного развития личности, "... ибо между телом и духом существует согласие нерушимое" ("Гаргантюа и Пантагрюэль", с. 321). Любимый приём комического искусства Р. — утрировка, доведение пороков ("порождений Антифизиса" — Противоприроды) до фантастически одностороннего, чудовищного и вместе с тем чувственно наглядного, а потому сугубо смехотворного гротеска. В целом глубоко жизнерадостный и многообразный смех Р. — не сатира, к которой он часто близок лишь по материалу (пороки), а не по тону, весёлому и веселящему, глумящемуся над злом, но лишённому страха перед ним, как и тревоги за ход жизни и исход комического конфликта. Это многозначный по оттенкам, но всегда бодрый, радостный, "чисто комический" (без свойственных юмору грусти или умиления перед слабостью человеческой) праздничный смех, как на карнавале; в его основе извечное народное чувство смеха как симптома счастья, довольства, беспечности, здоровья. Но смех, согласно доктору медицины Р., обладает и обратной силой, исцеляющей и возрождающей, рассеивая скорбь, чувство разлада с жизнью, болезненное состояние духа. Смех свидетельствует о здоровом, ясном духовном зрении — и дарует его. "Освобождая от всяких эффектов" (слова Р.), замутняющих наше сознание, смех играет для познания жизни "терапевтическую" роль. Влияние комического у Р. на последующее развитие французской литературы — от Лафонтена и Мольера до Р. Роллана ("Кола Брюньон")— огромно.

    Соч.: CEuvres complètes, texte établi et annoté par J. Boulenger, [P., 1934]; в рус. пер. — Гаргантюа и Пантагрюэль, пер. Н. Любимова, М., 1966.

    Лит.: Евнина Е. М., Ф. Рабле, М., 1948; Пинский Л., Смех Рабле, в его книга: Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Бахтин М., Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; F. Rabelais, Ouvrage publié pour ie 400 ans de sa mort, Gen., 1953: Tetel М., Rabelais, N. Y., [1967] (лит.); Claude С., Rabelais, [P., 1973].

    Л. Е. Пинский.

     

    Возрождение (Ренессанс)

    Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (…

    Комическое

    Комическое (от греч. koikos - весёлый, смешной, от komos - веселая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции), смешное. Начиная с Аристотеля, существует огромная литература о К…