• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Пряные острова

    Пряные острова (англ. Spice Islands), второе название Молуккских островов…



    Пряные растения

    Пряные растения, растения, накапливающие в различных органах ароматические вещества, обладающие запахом и острым вкусом. Эти части растений используют в качестве пряностей для придания пище остроты…



    Пряслице

    Пряслице (древнерус. пряслень), грузик, насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения. П. известны с эпохи позднего неолита. Первоначально делались из глины, позже и…



    Псалии

    Псалии, древние принадлежности удил - пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил. П. из кости, бронзы, позднее - из железа применялись повсеместно с тех пор, как лошадь…



    Псалмодия

    Псалмодия (греч. psalmodia, от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), в раннем русском осмогласии своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации в среднем регистре…



    Псалмы

    Псалмы, Псалтирь, Псалтырь (греч. psalmói; древнеевр. название П. тегилим — хваления; псалтирь, греч. psalterion — название струнного музыкального инструмента), произведения иудейской религиозной лирики. Термин "П." (или "Псалтырь") обычно применяется к сборнику 150 т. н. Давидовых П., которыми открывается 3-й раздел ветхозаветного канона Библии. Этот сборник составлен для нужд иерусалимского храмового культа, по-видимому, в послевавилонскую эпоху (т. е. не раньше 6 в. до н. э.), но включает и более ранние тексты. Нумерация П. различна в иудейском (т. н. масоретском) тексте Библии (которому следует протестантская традиция) и в древнегреческом переводе т. п. Септуагинты (которому следует православная и католическая традиция; ниже дана двойная нумерация). Поэтическая форма и метрическая организация П. зиждется на синтаксическом параллелизме; последний объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

    По содержанию сборник П. выявляет ряд жанровых разновидностей: наряду с культовыми восхвалениями бога Яхве здесь встречаются мольбы (6/6, 51/50), проникновенные жалобы (44/43, 102/101) и проклятия (58/57, 109/108), исторические обзоры (106/105) и даже брачная песнь (45/44, ср. "Песнь песней"). Некоторые П. отличаются философски медитативным характером; таков П. 8/8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной библейской книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. П. как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики (П. 104/103 близок к египетским гимнам Солнцу эпохи Эхнатона), но выделяются своим резко личностным характером. Жанр П. разрабатывался в иудейской литературе и позднее (т. н. Соломоновы П., 1 в. до н. э.).

    П. оказали огромное влияние на фольклор и послужили источником многих пословиц. В средние века Псалтырь — основная учебная книга для овладения грамотой. На древнецерковнославянский язык переведена, очевидно, Мефодием (9 в.); в древнерусских списках известна с 11 в.; широко отозвалась в письменности (летопись Нестора, соч. Феодосия Печерского, Илариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и др.). Переложения П. были весьма распространены, в том числе в русской поэзии 18—19 вв. (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Ф. Н. Глинка, Н. М. Языков, А. С. Хомяков).

    В иудейском культе П. исполнялись в виде песнопений гимнического характера под аккомпанемент. При каждом П., как правило, указывались способ исполнения и "модель", т. е. соответствующий напев. Псалтырь заняла важное место в христианском культе. П. исполнялись во время богослужений и домашних молитв. Первоначально в церкви они пелись всей общиной. Пение чаще было респонсорным — певец пел стихи П., а община — рефрен, иногда и антифонным (см. Антифон).В 4 в. входило в обиход и пение П. ансамблями — детским, мужским, женским. П. исполнялись а капелла, лишь в домашней обстановке разрешалось применение инструментов. Тип исполнения был речитативно-псалмодическим (см. Псалмодия). Помимо целых П., использовались и отдельные, наиболее выразительные стихи из них. На этой основе возникли самостоятельные песнопения — антифон, градуал, трактус и аллилуйя.

    В 15 в. появились и многоголосные обработки П. Первоначально в Италии они были выдержаны в простом гомофонном складе, вскоре принявшем форму фобурдона, которая сохраняла значение в европейских странах на протяжении нескольких столетий. Использовалось сопоставление хоров, солиста и хора; стали привлекаться инструменты, сама музыкальная ткань полифонизировалась. Около 1500 появляются полифонические музыкальные воплощения П. около 20 4-голосных П. оставил Жоскен де Пре (Нидерланды); они стали образцами для др. композиторов. С 15 в. в П. применяются многохорность, более сложная полифония, к участию широко привлекаются инструменты, используются приёмы концертного стиля. Большое влияние на развитие П. оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Дж. Габриели и К. Монтеверди. Во Франции сложился свой тип П., в котором основное внимание обращалось на характеристику текста, в Англии П. развивались в форме энзема. Позднее П. по стилю музыки сблизились с мессой, мотетом, кантатой. Сочинения на тексты П. или с использованием их мелодий создали композиторы Палестрина (Италия), О. Лассо (Нидерланды), Г. Шюц, И. С. Бах (под названием "мотеты") (Германия), в 19—20 вв. — Ф. Шуберт (Австрия), Ф. Мендельсон-Бартольди, И. Брамс, М. Регер (Германия), Ф. Лист и З. Кодай (Венгрия), А. Онеггер (Франция), И. Ф. Стравинский и др.

    В 16 в. в связи с протестантским движением сложилась т. н. псалмодическая песня. Авторами таких многоголосных песен на тексты П. были К. Гудимель и К. Ле Жён во Франции, М. Гомулка в Польше. В России В. П. Титов положил на музыку "Псалтырь рифмованную" (1690) Симеона Полоцкого.

    Лит.: Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа, в сборнике: Православный собеседник, книга 4, Казань, 1857; Никольский Н. М., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; Розов Н., Древнерусский миниатюрист за чтением псалтири, в книга: Труды отд. древнерус. литературы, т. 22, М. — Л., 1966; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Lods А., Histoire de la littérature hébraique et juive depuis les origines jusqu'à la ruine de l'état juif, P., 1950; EIIis P., The men and the message of Old Testament, N. Y., 1963.

    С. С. Аверинцев, Н. Д. Успенский (о музыке).

     

    Библия

    Библия (от греч. biblia, буквально - книги), сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений (8 в. до н. э. - 2 в. н. э.), который лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и…

    "Песнь песней"

    "Песнь песней", раздел Ветхого завета Библии. Собрание лирических песен на языке иврит. По канону иудейской Библии делится на 8 глав; в христианской Библии их 6. Религиозная традиция, для которой…

    Антифон

    Антифон (греч. antiрhonos - звучащий в ответ), песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами или солистом и хором. А. связан по своему происхождению с древнегреческой трагедией, где хор обычно…

    А капелла

    А капелла (итальянское а cappella), многоголосное, преимущественно хоровое пение без инструментального сопровождения. Широко распространено в народном творчестве. Как стиль хорового искусства пение А…

    Псалмодия

    Псалмодия (греч. psalmodia, от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), в раннем русском осмогласии своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации в среднем регистре…

    Фобурдон

    Фобурдон (франц. fauxbourdon, буквально - ложный бас) (музыкальный), вид многоголосия 15-16 вв. В Ф. кантус фирмус помещался в верхнем голосе, средний голос двигался параллельными квартами с ним, а…

    Энзем

    Энзем, антем (англ. anthem, от греч. antiphonos - звучащий в ответ), английское внелитургическое духовное песнопение на библейский текст (по жанру родственное мотету, кантате). Э. распространен в…

    Месса

    Месса (франц. messe, от позднелат. missa), принятое католической церковью название литургии. Порядок проведения и состав М. складывались в течение многих веков; фиксации они подверглись в основном на…

    Мотет

    Мотет (франц. motet, уменьшительное от mot - слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции. Первоначально М. представлял собой двухголосное музыкальное…

    Кантата

    Кантата (итал. cantata, от лат. canto - пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирического, скорбного…