• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • База

    База (франц. base, от греч. basis), 1) основание, основа. 2) Опора чего-либо; опорный пункт. 3) Склад, складской или снабженческий пункт…



    База в архитектуре

    База в архитектуре, основание, подножие колонны или столба. Б. различаются по высоте и профилю. (См. ст. Ордер архитектурный и илл. к ней.)…



    Базавлук

    Базавлук, Бузулук, река в западной части Днепропетровской области УССР, правый приток нижнего Днепра (впадает в Каховское водохранилище). Длина 157 км, площадь бассейна 4200 км2. Маловодна. Летом на…



    База военная

    База военная, территория (важный в стратегическом или политическом отношении пункт, район) и размещенные на ней войска с запасами оружия, боеприпасов, продовольствия и других материальных средств…



    База военно-морская

    База военно-морская, оборудованный и обороняемый район (зона) побережья и прилегающего участка моря обычно с несколькими пунктами базирования кораблей, с силами и средствами, предназначенными для…



    База колёсных транспортных средств

    База колёсных транспортных средств (машин), расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля, трактора, прицепа или между передней осью и центром двухосной тележки трёхосного автомобиля (прицепа). Увеличение Б. улучшает устойчивость, но ухудшает манёвренные качества транспортного средства, у автомобилей-самосвалов, например, работающих обычно в стеснённых условиях строит, площадки или карьера, Б. меньше в сравнении с однотипным автомобилем. Так, Б. бортового автомобиля ЗИЛ-130 — 3800 мм, а автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММ 3-555 — 3300 мм.

    Б. вагона или локомотива — расстояние между центрами крайних осей. Б. тележечного вагона или локомотива — расстояние между центрами пятников шкворневых балок крайних тележек. У нетележечных локомотивов различают полную Б. и Б. сцепных (движущих) колёс. Размеры Б. во многом определяют условия прохода подвижного состава по кривым участкам пути.