• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Пажитнов Константин Алексеевич

    Пажитнов Константин Алексеевич [1 (13).3.1879, с. Житово, ныне Рыбновского района Рязанской области,- 2.8.1964, Москва], советский экономист, специалист в области истории народного хозяйства…



    Пазарджик

    Пазарджик (до 1934 - Татар-Пазарджик), город в Болгарии, в долине р. Марица, по обоим берегам реки. Административный центр Пазарджикского округа. 65 тыс. жителей (1972). Плодоконсервная, текстильная…



    Пазарджикский округ

    Пазарджикский округ (Пазарджишки окръг), административно-территориальная единица на Ю. Болгарии. Площадь 4,4 тыс. км2. Население 312 тыс. чел. (1972). Административный центр - г. Пазарджик…



    Пазвандоглу

    Пазвандоглу, Пазвандоглу (Pazvantoglu), Осман-паша (1758-27.1.1807, Видин), турецкий феодал; с 1794 полунезависимый правитель Видинского округа в Османской империи. Набрав большую армию наёмников и…



    Пазовский Арий Моисеевич

    Пазовский Арий Моисеевич [21.1(2.2).1887, Пермь,- 6.1.1953, Москва], советский дирижёр, народный артист СССР (1940). Член КПСС с 1941. В 1904 окончил Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Л…



    Пазолини Пьер Паоло

    Пазолини (Pasolini) Пьер Паоло (родился 5.3.1922, Болонья), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр. Родился в семье военного. Окончил литературный факультет Болонского университета. Выступил в литературе сначала как поэт. Цикл стихов "Прах Грамши" (1957) отразил гражданственный дух П., усмотревшего в жизни рабочих римских окраин надежду на лучшее будущее. В сборнике "Поэзия в форме розы" (1964) проявилось чувство моральной ответственности поэта за судьбы человека. Поэзия П. открыто публицистична. Ранняя проза П.— романы из жизни римского люмпен-пролетариата, деклассированных элементов буржуазного общества ("Лихие парни", 1955, "Жестокая жизнь", 1959) — проникнута бурным социальным протестом, но натуралистична, перегружена жаргонными словами. В конце 60-х гг. в творчестве П., активно участвующего в деятельности прогрессивного лагеря итальянской культуры, нарастают противоречия: ненависть к буржуазному "обществу потребления", к приспособленческой идеологии сочетается с мотивами разочарования, бесперспективности (роман "Теорема", 1968). П. автор работ в области языка, стилистики, литературоведения. В сборнике публицистических статей "Еретический эмпиризм" (1972) наряду с марксистскими положениями присутствуют и левацкие, экстремистские тенденции.

    В середине 50-х гг. П. выступает как сценарист, в 60-е гг. как режиссёр. Поставил фильмы "Нищий" ("Аккаттоне", 1961), "Мама Рома" (1962), создал киноновеллу "Овечий сыр" (в фильме "Рогопаг", 1963). Персонажи фильмов П. сродни героям его романов. Фильм "Евангелие от Матфея" (1964) — попытка осовременить Евангелие. Христос представлен в картине как бунтарь, обличитель угнетателей. Фильм-притча "Птицы большие и малые" (1966) наиболее ясно отразил глубокие противоречия творчества П., его стремление к отказу от всякой идеологии. Последующие картины: "Царь Эдип" (1967), "Теорема" (1968), "Медея" (1969), "Свинарник" (1969), "Декамерон" (1971), "Кентерберийские рассказы" (1972). П. по-своему яростно осуждает жестокость и бездуховность буржуазного общества, однако на первый план в его фильмах отчётливо выдвигаются грубый натурализм и эротика.

    Соч. в рус. пер.: Нищий (Аккаттоне), в сборнике: Сценарии итальянского кино, М., 1967; в сборнике: Итальянская лирика. XX век, М., 1968: в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

    Лит.: Юткевич С., Париж — Канн, 66, "Искусство кино", 1966, № 9; Ferretti G. C., Letteratura e ideologia. Roma, 1964; Asor Rosa A., Scrittori e popolo, Roma, 1965; "Cinema", 1971, № 65 (номер посвящен Пазолини).

    Г. Д. Богемский, 3. М. Потапова.