• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Обсервация (мореходн.)

    Обсервация, определение географических координат судна в море по наблюдениям объектов с известными координатами. О. выполняются т. н. навигационными способами - по отмеченным на карте береговым…



    Обсервация (наблюдение)

    Обсервация (от лат. observatio - наблюдение), система мер по наблюдению за изолированными в специальном помещении лицами, выезжающими или прибывающими из населённых пунктов и стран, неблагополучных по…



    "Обсервер"

    "Обсервер" ("The Observer" - "Наблюдатель"), английская воскресная газета. Основана в 1791. Издаётся в Лондоне компанией "Обсервер лимитед". Придерживается умеренно либерального направления…



    Обсидиан

    Обсидиан [лат. Obsidianus lapis - камень Обсидия; согласно Плинию Старшему, эту породу открыл в Эфиопии некто Обсидий (Obsidius, правильнее Obsius)], однородная стекловатая вулканическая горная порода…



    Обская губа

    Обская губа, залив Карского моря у берега материка Азия, между полуостровами Ямал и Гыданский. Длина 800 км, ширина от 30 до 90 км. Преобладающие глубины 10-12 м. Западный берег низменный, восточный…



    Обско-Иртышского бассейна речные порты

    Обско-Иртышского бассейна речные порты, основные воднотранспортные узлы, организующие перевозки грузов и пассажиров по рр. Обь, Иртыш, их притокам, связывающие промышленные и с.-х. районы страны с приречными пунктами. Продолжительность эксплуатационного периода в портах-пристанях бассейна 120—200 суток. При отсутствии развитой сети железных и автомобильных дорог на Западно-Сибирской равнине О.-И. б. р. п. играют важную роль в организации перевалки и отправления грузов для районов Томской и Тюменской области. В бассейне (1973) имеется свыше 260 портов, пристаней и остановочных пунктов общего пользования и свыше 150 причалов промышленных предприятий.

    С 60-х гг. началось усиленное развитие О.-И. б. р. п. в связи с ростом объёма продукции нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири. Построены Тюменский, Томский, Тобольский, Сургутский порты, причалы в Омском и Новосибирском портах. Строится (1973) порт в Колпашево. Имеющееся погрузочно-разгрузочное оборудование обеспечивает приём и обработку всех типов судов современного речного флота.

    В портах и пристанях бассейна (1973) выполнено 9,1% общего объёма погрузки-выгрузки на причалах системы Министерства речного флота РСФСР, из них комплексно-механизированным способом — 95,5%. Использовалось 12,5% парка перегрузочных машин Министерства речного флота РСФСР.

    Основные порты от верховьев Оби: Новосибирск, Томск, Сургут, Лабытнанги; от верховьев Иртыша: Павлодар, Омск, Тобольск, Тюмень.

    Новосибирский речной порт (основан в 1936) расположен на правом берегу Оби, в черте г. Новосибирска, в 2954 км от устья. Отправляет промышленно-продуктовые товары, машины, оборудование, строительные грузы, уголь; принимает круглый лес, пиломатериалы, минерально-строительные грузы, промышленно-продуктовые товары. Доля погрузки-выгрузки грузов (1973) составляет около 15% всех погрузочно-разгрузочных работ бассейна. Соединён подъездной ж.-д. веткой с сетью железных дорог. Построен (1973) пассажирский район с речным вокзалом.

    Томский речной порт (1963) расположен на правом берегу р. Томь, в 68 км от устья. Отправляет промышленно-продуковые товары, машины, оборудование, уголь, строительные грузы; принимает лес, с.-х. продукты. Доля погрузки-выгрузки (1973) составляет около 16% всего объёма погрузочно-разгрузочных работ бассейна. В работе порта 85% занимает добыча песчано-гравийной смеси и отправление её в Тюменскую, Омскую области. Порт связан с железнодорожной сетью. Предусматривается строительство 2-й очереди порта.

    Сургутский речной порт (1964) расположен на правом берегу Оби, в 1497 км от устья, в черте г. Сургут Тюменской области. Крупнейший порт прибытия грузов в бассейне. Принимает промышленно-продуктовые товары, машины, оборудование, строительные грузы для предприятий нефтяной и газовой промышленности. С выходом в Сургут ж. д. порт будет переваливать грузы для приречных пунктов средней Оби с ж.-д. транспорта на суда. В порту ведётся (1973) строительство ремонтно-отстойного пункта флота. Значительные объёмы строительных грузов, оборудования, нефтепродуктов принимаются на причалах промышленных предприятий. Причалы строящейся Сургутской ГРЭС оборудованы современной перегрузочной техникой, в том числе для подъёма грузов весом до 250 т.

    Омский речной порт (1951) расположен в черте г. Омска по обоим берегам Иртыша у пересечения его Транссибирской ж.-д. магистралью, в 1858 км от устья. Отправляет хлеб, промышленно-продуктовые товары, пиломатериалы, уголь, металл, строительные грузы, оборудование, машины. Принимает минерально-строительные грузы, лес, хлеб. Крупнейший перевалочный порт. На его долю падает 31% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ бассейна. Правобережный и левобережный районы порта связаны с ж.-д. магистралью. Имеется современной пассажирский район с вокзалом.

    Тюменский речной порт (1963) расположен на р. Type, в 188 км от устья, в черте г. Тюмени. Имел большое значение в первый период освоения нефтегазовых районов Западной Сибири. С вводом в эксплуатацию Тобольского речного порта его значение уменьшается. Отправляет промышленные и продуктовые грузы, машины, оборудование, строительные грузы. Связан с ж.-д. магистралью. Доля погрузки-выгрузки (1973) составляет около 3% общего объёма погрузочно-разгрузочных работ бассейна.

    Тобольский речной порт (1969) расположен в искусственно созданном ковше на правом берегу Иртыша, в 651 км от устья. Отправляет промышленно-продуктовые товары, оборудование, строительные материалы. Связан с ж.-д. магистралью Тюмень — Тобольск — Сургут.

    Пристань Лабытнанги (1948) расположена на левом берегу Оби, в 278 км от устья, у выхода ж. д. Печора — Лабытнанги к р. Оби. Осуществляет перевалку грузов, идущих из северо-западных районов страны в пункты нижней Оби, Обской и Тазовской губ (Салехард, Надым, Тазовский и другие). Отправляет промышленные и продуктовые товары, оборудование, машины, строительные грузы, принимает лес в плотах. Приём и отправление грузов в основном производится с причалов промышленных предприятий.

    В. Ф. Березин.