• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Обводы

    Обводы судна, очертания наружной поверхности корпуса судна. Графически О. изображаются теоретическим чертежом судна, форма О. влияет на сопротивление воды движению судна, условия работы движителей…



    Обвойник

    Обвойник (Periploca), род кустарников семейства ластовневых (иногда относят к семейству обвойниковых). Стебли вьющиеся. Листья супротивные, цельные. Цветки пятичленные. Плоды - листовки с…



    Обволакивающие средства

    Обволакивающие средства (мед.), группа веществ, образующих с водой коллоидные растворы, которые при соприкосновении с тканью покрывают её в виде плёнки, обладающей высокой адсорбционной способностью и…



    Обгон

    Обгон, маневр, связанный с выездом транспортного средства из занимаемого ряда и опережением одного или нескольких движущихся транспортных средств. Нарушение правил О. в СССР по статистике является…



    Обгонная муфта

    Обгонная муфта, муфта свободного хода, устройство для соединения двух соосных валов или вала со свободно сидящей на нём деталью, передающее от ведущего звена к ведомому вращательное движение и…



    Обделка

    Обделка подземного сооружения, конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая последнему очертания, требуемые для его нормальной эксплуатации. В отличие от временных крепей горных, О. имеет постоянное назначение, форма и размеры О. определяются габаритами, глубиной заложения и назначением подземных сооружений (тоннели, подземные ГЭС, гаражи, склады, винохранилища и т.п.), а также характером воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатическое давление, подвижные нагрузки и т.д.). Материалами О. служат: монолитный бетон и железобетон, сборный железобетон и металл (чугун, реже сталь). Большим разнообразием отличаются О. тоннелей.

    Монолитные О. (бетонные и железобетонные) применяют в основном при сооружении (преимущественно горным способом проходки) тоннелей особо сложной конструкции и большого сечения. Они могут быть коробового (наиболее часто), эллиптических, параболических и др. очертаний.

    Ведутся исследования и опытные работы (1974) по внедрению бетонной монолитно-прессованной О., весьма эффективной при сооружении щитовым способом проходки гидротехнических тоннелей и перегонных тоннелей метрополитена. Эта О. отличается высокой прочностью, водонепроницаемостью и гладкой внутренней поверхностью.

    Сборные О. бывают криволинейного и прямоугольного очертаний. Первые наиболее распространены при щитовой и эректорной проходках, преимущественно в тоннелях метрополитена. Различают сборные О. криволинейного очертания чугунные (из чугунных тюбингов), используемые в водонасыщенных горных породах при наличии большого гидростатического давления, и железобетонные — из блоков сплошного сечения (рис., а)или ребристые, применяемые в сравнительно сухих породах. Водонепроницаемость железобетонной О. обеспечивается гидроизоляцией стыков (например, расширяющимся цементом), а также уплотнением т. н. заобделочного пространства путём нагнетания в него цементно-песчаного раствора (либо бентонитовой глины). В обводнённых условиях заложения тоннельных конструкций водонепроницаемость сборной железобетонной О. достигается применением внутреннего гидроизоляционного покрытия в виде оболочки-рубашки или с помощью устройства (в процессе заводского изготовления блоков О.) наружного или внутреннего экрана. В слабых глинисто-песчаных грунтах (особенно при сооружении тоннелей мелкого заложения) эффективно применение сборной железобетонной О., "обжатой породой" для обеспечения совместной работы О. и окружающего массива и предотвращения осадок поверхностных слоев грунта. При сооружении тоннелей метрополитена открытым способом широкое применение получили сборные железобетонные О. прямоугольного очертания (рис., б). Для обеспечения водонепроницаемости таких О. используется наружная гидроизоляционная обмазка или оклеечная гидроизоляция из материалов рулонного типа (гидростеклоизол, полиэтилен и др.), наносимая в процессе заводского изготовления блоков О.

    Лит.: Часовитин П. А., Тоннельные обделки из сборного железобетона, М., 1959; Тоннели и метрополитены, под ред. В. П. Волкова, М., 1970.

    Я. Г. Гельман.

     

    Крепь горная

    Крепь горная (рудничная, шахтная), искусственное сооружение, возводимое в подземных выработках для предотвращения обрушения и вспучивания окружающих горных пород, сохранения необходимых размеров…

    Тоннель

    Тоннель, туннель (английское tunnel), горизонтальное или наклонное подземное сооружение, служащее для транспортных целей, перемещения воды, прокладки подземных коммуникаций и т.п. По назначению…

    Метрополитен

    Метрополитен, метро (франц. metropolitain, буквально - столичный, от греч. metropolis - главный город, столица), городская внеуличная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров…

    Расширяющийся цемент

    Расширяющийся цемент, собирательное название группы цементов, обладающих способностью увеличиваться в объёме в процессе твердения. У большинства Р. ц. расширение происходит в результате образования в…