• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • "Наёмный труд и капитал"

    "Наёмный труд и капитал", произведение К. Маркса, в котором дан глубокий анализ производственных отношений буржуазного общества. Впервые опубликовал в виде передовых статей в "Новой Рейнской газете" 5…



    Наждак

    Наждак (тюрк.), мелко- и тонкозернистые горные породы, в которых корунд находится в тесном срастании с др. минералами (магнетитом, сульфидами и хрупкими слюдами). Н., содержащий до 60% корунда…



    Назализация звуков

    Назализация звуков (от франц. nasal - носовой, лат. nasus - нос), дополнительная артикуляция, заключающаяся в опускании нёбной занавески. Открывающийся при этом проход в нос для выдыхаемой струи…



    Назальные согласные

    Назальные согласные, носовые согласные, согласные, произносимые с опущенным мягким нёбом, т. е. с включением носового резонатора; см. Назализация звуков, Согласные…



    Назареи

    Назареи, 1) религиозная секта в России. Сложилась в 40-50-х гг. 19 в. среди закавказских молокан и представляла собой разновидность последних. Н. также иносказательно толковали Библию, но более…



    Назарейцы

    Назарейцы (нем. Nazarener, по легендарному месту рождения Христа — Назарету), ироническое название группировки немецких и австрийских художников "Союз святого Луки" (Lukasbund), основан в 1809 в Вене. С 1810 Н. (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В. Шадов, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Ф. Фейт, И. А. Кох и др.) работали в Риме, заняв пустовавший монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу средневековых религиозных общин. Выступая против интернационального позднего классицизма, Н. стремились возродить религиозное монументальное искусство в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения и таким образом отражали в своём творчестве религиозно-патриархальные иллюзии, свойственные консервативной линии немецкого романтизма. Избрав объектом подражания в основном произведения А. Дюрера, Перуджино и раннего Рафаэля, они всё дальше отходили от натуры, теряли связи с современной жизнью и довольно быстро впали в сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство по существу смыкавшееся с академическими традициями. Помимо отдельных картин, Н. выполнили коллективные циклы фресок на библейские темы в доме Бартольди (1816—17; ныне в Национальной галерее, Берлин) и на сюжеты из "Освобожденного Иерусалима" Тассо в Казино Массимо (1819—30) в Риме. Более значительны достижения Н. в области портрета и пейзажа, где они в большей мере обращались к непосредственному наблюдению натуры. В 1820—30-х гг. большинство Н. вернулось на родину, заняв академические и придворные должности.

    Лит.: Gröschel G., Die Nazarener und ihre Beziehungen zur altdeutschen Malerei, [Münch.], 1937; Verbeck-Cardauns Н., Die Lukasbrüder, Kempen, 1947.

     

    Классицизм

    Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к…

    Романтизм

    Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского…