• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Надворный суд

    Надворный суд, в России с 1719 по 1866 (с перерывами) судебное учреждение со специальной компетенцией (при Петре I называлось хофгерихт). С 1719 по 1727 Н. с. существовали в Петербурге, Москве, в…



    Надглазничный валик

    Надглазничный валик, сплошное, непрерывное утолщение лобной кости черепа, нависающее над глазницами. Образуется при слиянии надбровных дуг с надглазничными треугольниками (утолщения скуловых отростков…



    Надгортанник

    Надгортанник, тонкий гибкий хрящ гортани у млекопитающих животных и человека; закрывает вход в гортань при глотании, препятствуя попаданию пищи в дыхательное горло…



    Надгробие

    Надгробие, произведение скульптуры или малая архитектурная форма; предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего…



    Наддачин Николай Борисович

    Наддачин Николай Борисович (1852, Севастополь, - г. смерти неизвестен), русский рабочий-революционер. С 14 лет работал слесарем в Симферополе, в Одессе. Член "Южно-российского союза рабочих"; в 1875 в…



    Наддув

    Наддув, увеличение количества свежего заряда горючей смеси, подаваемой в двигатель внутреннего сгорания, за счёт повышения давления при впуске. Н. обычно применяется с целью повышения мощности (на 20—45%) без увеличения массы и габаритов двигателя, а также для компенсации падения мощности в условиях высокогорья. Н. с "качественным регулированием" может применяться для "облагораживания" процесса, т. е. снижения токсичности и дымности отработавших газов. Агрегатный Н. осуществляется с помощью компрессора, турбокомпрессора или комбинированно (рис. 1). Наибольшее распространение получил Н. с помощью турбокомпрессора, для привода которого используется энергия отработавших газов.

    Агрегатный Н. применяется почти на всех видах транспортных дизелей (судовых, тепловозных, тракторных); Н. на карбюраторных двигателях ограничивается возникновением детонации. К основным недостаткам агрегатного Н. относятся: повышение механической и тепловой напряжённости двигателя вследствие увеличения давления и температуры газов, снижение экономичности и усложнение конструкции. К безагрегатному Н. относятся: динамический (ранее называемый инерционным, резонансным, акустическим), при котором эффект достигается за счёт колебательных явлений в трубопроводах: скоростной, применяемый на поршневых авиационных двигателях на высотах больше расчётной и при скоростях более 500 км/ч (рис. 2): рефрижерационный, достигаемый испарением в поступающем воздухе топлива или какой-либо др. горючей жидкости с низкой температурой кипения и большой теплотой парообразования. Всё большее распространение на транспортных двигателях внутреннего сгорания получает динамический Н., который при несущественных изменениях в конструкции трубопроводов приводит к повышению коэффициента наполнения до hv = 0,92—0,96 в широком диапазоне изменения частоты вращения двигателя. Увеличение hv при Н. позволяет форсировать дизель по энергетическим показателям в случае одновременного увеличения цикловой подачи топлива или улучшить экономические показатели при сохранении мощностных (при той же цикловой подаче топлива). Динамический Н. повышает долговечность деталей цилиндро-поршневой группы благодаря более низким тепловым режимам при работе на бедных смесях.

    М. А. Литинский, Г. И. Микерин.

     

    Двигатель внутреннего сгорания

    Двигатель внутреннего сгорания, тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу. Первый практически пригодный газовый Д. в…

    Дизель (двигатель внутр. сгорания)

    Дизель, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) с воспламенением от сжатия. Воспламенение в цилиндре Д. происходит при впрыске топлива в воздух, нагретый до высокой температуры в результате сжатия…