• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Наблюдение (воен.)

    Наблюдение (военное), один из способов получения данных о противнике, положении и действиях своих войск и о характере местности. Организуется и ведётся всеми родами войск (сил) и специальными войсками…



    Наблюдение (психологич.)

    Наблюдение, преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Н. как специфически человеческий акт принципиально отличается от различных форм прослеживания у животных…



    Наблюдение сплошное

    Наблюдение сплошное в статистике, наблюдение, при котором обследованию подвергаются все без исключения единицы изучаемой совокупности (объекта наблюдения). Примеры Н. с. - перепись населения и…



    Наблюдений обработка

    Наблюдений обработка математическая, применение к результатам наблюдений математических методов для построения выводов об истинных значениях искомых величин. Всякий результат наблюдений, связанных с…



    Набоб

    Набоб (англ. nabob, франц. nabab, искажённое от наваб), в Великобритании и Франции со 2-й половины 18 в. нарицательное название людей, разбогатевших в колониях, прежде всего в Индии. Впоследствии в…



    Набойка

    Набойка, набивка, 1) вид декоративно-прикладного искусства; ручной способ получения цветного узора на ткани при помощи рельефных форм. 2) Ткань с узором, полученным способом Н. Формами для Н. служат резные деревянные доски либо наборные медные пластины с гвоздиками. При Н. на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по форме специальным молотком (отсюда название "Н."). Для многоцветных узоров число печатных форм должно соответствовать числу цветов. Художественная особенность Н. заключается в графическом лаконизме линий и обобщенности цветовых пятен. Нередко графическая строгость узора смягчается естественно возникающими при ручной печати наложениями цветовых пятен друг на друга, трепетной прерывностью линий, пробелами светлого, неокрашенного фона. Н. известна с древности у многих народов мира. У народов СССР известна с 10—12 вв., особенно была развита в 16—18 вв. С конца 18 в. Н. стала вытесняться печатанием тканей. Однако некоторые виды Н. продолжали существовать у ряда народов на протяжении 19 — начала 20 вв. Ныне технические и декоративные приёмы Н. используются художниками тканей.

    Лит.: Армянская набойка, М., 1953; Алпатова И. А., Набойка, в Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65; Томилина О. Н., Искусство набивки ткани в Индии, в сб.: Искусство Индии, М., 1969; Бирюкова Н., Западноевропейские набивные ткани 16—18 века, М., 1973; Дзугаєв В. А., Орнамент української вибiйки, Київ, 1950; Vydra J., Ludová modrotlač na Slovensku, Bratislava, 1954.

    И. А. Алпатова.

     

    Печатание тканей

    Печатание тканей, узорчатая расцветка тканей, получение рисунка на ткани одной или несколькими красками. Для сохранения формы рисунка краситель наносят в загущенном состоянии. Для П. т. применяют…