• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • "Набат"

    "Набат", революционный журнал, издававшийся в Женеве в 1875-79 и 1881 кружком русских и польских эмигрантов бланкистского направления, с 1878 орган "Общества народного освобождения". В 1880…



    Набатейское царство

    Набатейское царство, Набатея, древнее государство набатеев (группы арабских племён) в конце 3 в. до н. э. - 106 н. э. на территории современной Иордании. Столица - г. Петра. В конце 3 - начале 2 вв…



    Набати Сеид Абульгасем

    Набати Сеид Абульгасем (1812, с. Уштибин, Южный Азербайджан, - 1873, там же), азербайджанский поэт. Писал на азербайджанском и персидском языках. Испытал влияние классической восточной поэзии и…



    Набатов Илья Семенович

    Набатов (настоящая фамилия - Туровский) Илья Семёнович [р. 3(15).9.1896, Александрия, ныне Кировоградской области УССР], советский артист эстрады, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959)…



    Набережные Челны

    Набережные челны, город республиканского (АССР) подчинения в Татарской АССР. Пристань на левом берегу Камы. Расположен в 17 км от ж.-д. станции Круглое Поле (конечная станция ветки от линии Уфа -…



    "Наби"

    "Наби", "набиды" (франц. Nabis — пророки, от древнеевр. наби — пророк), группа художников, существовавшая около 1890—1905 в Париже (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель и др., примкнувшие к ним позже П. Боннар, Э. Вюйяр, А. Майоль). Испытав влияние П. Гогена и понт-авенской школы, художники-"Н." создали своеобразный вариант стиля "модерн". Для их творчества характерны близость к литературному символизму, главенство цветового начала, декоративная обобщённость форм, мягкая музыкальность ритмов, плоскостная стилизация мотивов французского народного искусства, японской гравюры и итальянских примитивов. Произведения Серюзье, Дени, Русселя присущи религиозно-мистического настроения; интимно-лирический строй образов отличает работы Боннара и Вюйяра. "Н." обращались к монументальной живописи, графике, декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели).

    Лит.: Denis М., Théories. 1890—1910, P., 1920; Sérusier P., ABC de la peinture, P., 1950; Humbert A., Die Nabis und ihre Epoche, Dresd., 1967.

     

    Гоген Поль Эжен Анри

    Гоген (Gauguin) Поль Эжен Анри (7.6.1848, Париж, - 8.5.1903, пос. Атуона, Маркизские острова), французский живописец. В юности служил моряком, с 1871 - биржевым маклером в Париже. В 1870-х гг…

    "Модерн"

    "Модерн", стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европейском и американском искусстве конца 19 - начала 20 вв. В Бельгии, Великобритании и…

    Символизм

    Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon - знак, символ), европейское литературно-художественное направление конца 19 - начала 20 вв. Оформилось в связи с общим кризисом буржуазной гуманитарной…