• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Мистассини

    Мистассини (Mistassini), озеро в восточной Канаде. Площадь 2190 км2, глубиной до 120 м. Расположено на водоразделе Лаврентийской возвышенности. Принадлежит к группе озёр, дающих начало р. Руперт…



    Мистерии (мифологич.)

    Мистерии (от греч. mysterion - тайна, таинство), в античности тайные культы некоторых божеств. В М. участвовали только посвященные, т. н. мисты. М. состояли из ряда последовательных драматизированных…



    Мистерия (театр.)

    Мистерия, жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14-16 вв.). Наибольшее развитие получил во Франции. Содержание М. составляли библейские сюжеты. Авторами…



    Мисти

    Мисти (Misti), действующий вулкан в Западной Кордильере (Анды), на Ю. Перу. Высота 5821 м. Правильный конус; выше 5400 м покрыт вечными снегами. Последнее извержение в 1870. У подножия М. - г. Арекипа…



    Мистии

    Мистии, мистоты (греч., единственное число misthios, misthotes, misthotos, от misthos - заработная плата), наёмные работники в Византии. Термин "М." ведёт начало от античного времени, когда он…



    Мистика

    Мистика (от греч. mspan>ós — таинственный), религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

    Мировоззренческие основы М. могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий. В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам)абсолют — это личный бог, и "единение" с ним — это диалогическое "общение", которое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием. В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский мистик аль-Халладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь Истинный", т. е. бог). Наконец, в системах нетеистической М. место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, "единое" неоплатонизма и т. п.). Однако все мистические доктрины имеют некоторые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности; они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из которых — смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания). Представители М. всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл М. иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание (ср. "благородное молчание" буддистов). Теология М. обозначается в христианских традиции как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик. Практика М. предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в индийских системах М., "умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в индийской традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ("мантры" индуизма, "молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отдедбных словах и т. д. В некоторых системах М. для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм). Приёмы могут быть самыми разными — от бешеной пляски дервишей до тихого "умиления" христианских аскетов. Но в любом случае М. не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в некоторых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса). Поскольку М. предполагает движение через неиспытанные психологические состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвященного", который испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.

    Хотя исторический аналог и прообраз М. можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако М. в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в М. Поэтому самый ранний расцвет М. происходит в странах с философской и логической культурой — в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм). Дальнейшие волны М., проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Римской империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13—14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17—18 вв. (кружки янеснистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты). При определённых исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии (такова, например, роль М. в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии). При других исторических условиях парадоксы М. давали импульс идеалистической диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей М. в классическом немецком идеализме, называл немецкого мистика Я. Бёме "...предвестником грядущих философов..." — см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574). В условиях кризиса современного буржуазного общества в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектические и наукообразные системы внеконфессиональной М. (теософия и антропософия), а также крайне вульгаризованная практика обретения "мистического опыта" — от старомодных спиритических сеансов до радений хиппи. Мистические мотивы присущи многим течениям современной идеалистической философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических, "сциентистских" (см. Сциентизм)направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род "апофатической" М., аналог "благородному молчанию" буддистов).

    Марксизм-ленинизм рассматривает М. как превратную форму отражения реального мира, несовместимую с научным, материалистическим мировоззрением, как бегство от противоречий общественного бытия человека.

    Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; Otto R., West-östliche Mystik, 2 Aufl., Gotha, 1929; Suzuki D. Т., Mysticism. Christian and Buddhist, L., 1957; Scholem G., Die jüdische Mystik in ihren Hauptströmungen, Z., 1957.

      С. С. Аверинцев.

     

    Теизм

    Теизм (от греч. theos - бог), религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном акте воли и в…

    Иудаизм

    Иудаизм, религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине; распространена среди евреев. О числе верующих (иудаистов) достоверных статистических данных нет. Большинство верующих сосредоточено в…

    Христианство

    Христианство (от греч. Christos, буквально - помазанник), одна из т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Х. распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также, в результате…

    Ислам

    Ислам [араб., буквально - покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи - мусульмане - составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения…

    Ереси

    Ереси (от греч. hairesis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как "отклонившиеся") от официальной церковной…

    Дао

    Дао, одна из важнейших категорий китайской философии. буквально значение термина "Д." - "путь"; Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как "путь человека", т. е…

    Даосизм

    Даосизм, 1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название - "Дао дэ цзин") и "Чжуан-цзы". В настоящее время большинство учёных…

    Буддизм

    Буддизм, одна из трёх мировых религий наряду с христианством и исламом. Б. возник в древней Индии в 6-5 вв. до н. э. и в ходе своего развития разделился на ряд религиозно-философских школ. Основателем…

    Неоплатонизм

    Неоплатонизм, идеалистическое направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля. Основное…

    Иррационализм

    Иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе…

    Интуитивизм

    Интуитивизм, идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям…

    Йога

    Йога (санскр., буквально - связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н. э.), 1) в самом общем смысле - учение и метод управления…

    Индуизм

    Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи И. (индуисты, иначе - индусы) живут преимущественно в Индии (около 95 % всех…

    Исихазм

    Исихазм (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешённость), мистическое течение в Византии. Понятие "И." включает два аспекта. В более общем смысле слова И. - этико-аскетическое учение о пути…

    Дервиши

    Дервиши (перс., буквально - бедняк, нищий), мусульманские мистики, приверженцы суфизма. Объединяются в общины и ордена - "братства" (известны с 11 в.). Ордена Д. имеют свои уставы, духовную иерархию…

    Аскетизм

    Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чём-либо; отшельник, монах), ограничение и подавление чувственных влечений, желаний ("умерщвление плоти") как средство достижения религиозных или этических…

    Гностицизм

    Гностицизм (от греч. gnostikos - познающий), общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских еретических учений и сект…

    Суфизм

    Суфизм [от араб. суфи, буквально - носящий шерстяные одежды (суф - шерсть, грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета); по мнению Бируни, от греч. sophos - мудрец (вероятно…

    Хасидизм

    Хасидизм (от древнеевр. хасид - благочестивый), религиозно-мистическое течение в иудаизме, возникшее в 1-й половине 18 в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции как оппозиция…

    Веданта

    Веданта (санскр., буквально - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской…

    Пифагореизм

    Пифагореизм, религиозно-философское учение в Древней Греции 6-4 вв. до н. э., исходившее из представления о числе как основном принципе всего существующего. Вначале передавалось устно как тайна, в…

    Платонизм

    Платонизм, идеалистическое направление в философии, исходящее из учения Платона. Основное содержание П. - теория идей. Идея понимается в П. как предельно обобщённое жизненно функционирующее логическое…

    Манихейство

    Манихейство, религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 веке и представлявшее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христианских мифов и ритуалов…

    Каббала

    Каббала (древнеевр., буквально - предание), мистическое течение в иудаизме. К. соединила пантеистические построения неоплатонизма и мифологемы гностицизма с иудейской верой в Библию как мир символов…

    Иоахим Флорский

    Иоахим Флорский (Калабрийский), Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132-1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом…

    Экхарт Иоганн

    Экхарт (Eckhart) Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы, - конец 1327 или начало 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель философской мистики позднего средневековья в…

    Бёме Якоб

    Бёме (Bohme) Якоб (1575, Альтзейденберг, - 17.11.1624, Гёрлиц), немецкий философ, представитель пантеизма.По профессии сапожник. Для сочинений Б. характерны слияние натурфилософии и мистики…

    Теософия

    Теософия (от греч. theos - бог и sophia - мудрость, знание), 1) в широком смысле слова - мистическое богопознание (см. Мистика). В Ареопагитиках синоним теологии. Позднее Т., в отличие от теологии…

    Антропософия

    Антропософия (от антропо... и греч. sophiа - мудрость), мистическое учение о человеке, включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к духовному…

    Сциентизм

    Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации…

    Неопозитивизм

    Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых…

    Витгенштейн Людвиг

    Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (26.4.1889, Вена, - 29.4.1951, Кембридж), австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 жил в Англии, профессор Кембриджского…