• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Маашей

    Маашей Большой, долинный ледник горного массива Биш-Иирду на северном склоне Северо-Чуйского хребта в центральном Алтае. Длина 10 км, площадь 19,25 км2. Конец ледника спускается до 2180 м. Средняя…



    Маашейбаш

    Маашейбаш, горный массив в Северо-Чуйском хребте центрального Алтая. Сложен лавами и туфами, глинистыми и кремнистыми сланцами. Высота до 4173 м. К югу обрывается крутой стеной, к западу снижается до…



    Маба

    Маба (самоназвание - бура, мабанг, другое название - вадаи), народ, живущий в Республике Чад, в области Вадаи, в районе города Абеше и к востоку от него, а также в пограничных районах Республики Судан…



    Мабильон Жан

    Мабильон, Мабийон (Mabillon) Жан (26.12.1632, Сен-Пьермон, - 27.12.1707, Париж), французский историк, член конгрегации мавристов. Член Академии надписей (1701). С 1664 работал в библиотеке монастыря…



    Мабини Аполинарио

    Мабини (Mabini) Аполинарио (22.7.1864 - 13.5.1903), деятель филиппинского национально-освободительного движения. Один из учредителей и лидеров тайной патриотической организации - Филиппинской лиги (…



    Мабли Габриель Бонно де

    Мабли (Mably) Габриель Бонно де (14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж), французский политический мыслитель, утопический коммунист, историк. Из дворянской семьи. Учился в иезуитском коллеже и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатической службе; в 1746 оставил её и посвятил дальнейшую жизнь научным занятиям. В основе взглядов М. на общество лежали теории общественного договора и естественного права. Первоначально, утверждал М., общественная жизнь была основана на коллективном владении землёй. Этот строй был разрушен в результате возникновения частной собственности. Полемизируя с физиократами, М. доказывал, что частная собственность не является элементом "естественного порядка", а возникла "по воле людей", не сумевших предусмотреть последствий её установления; она — основной источник всех несчастий человечества (см. Избранные произведения, М. — Л., 1950, с. 125). Скромная жизнь при общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм М. — аскетический коммунизм. М. считал, что хотя "система общности" имуществ отвечает принципам разума, восстановить её невозможно. Проповедь коммунистического строя не может иметь успеха. В обществе, разделённом на богатых и бедных, нет силы, способной его осуществить (богатые не хотят "строя общности", народ же забит, у него отсутствует "принцип равенства"). Таким образом, М. отверг веру философов 18 века во всесилие разума и подошёл к мысли о зависимости взглядов и поведения людей от их имущественного положения. Единственно практически возможное, по мнению М., — это уменьшение имущественного неравенства. Для этого он предлагал уравнительные мероприятия: ограничение потребностей, пресечение роскоши. М. считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал за ним право изменять существующее правление. М. оправдывал революции и гражданские войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.

    Произведения М., в которых пропагандировались идеи народного суверенитета, способствовали идеологической подготовке Великой французской революции. На коммунистические идеи М. ссылались Г. Бабёф и Ф. М. Буонарроти. М. был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено на русский язык А. Н. Радищевым ("Размышления о греческой истории, или О причинах благоденствия и несчастия греков", 1773).

    Соч.: Collection complete des oeuvres, t. 1—15, P., 1794—95; в русском переводе — Избранные произведения, М. — Л., 1950; Начальные основания нравоучения, ч. 1—3, М., 1803; О изучении истории, ч. 1—3, [СПБ], 1812.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 315; Сафронов С. С., Политические и социальные идеи Мабли, в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Волгин В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960; Lecercle J. L., Utopie et réalisme politique chez Mably, в сборнике: Studies on Voltaire and the XVIII century, v. 26, Gen., 1963.

    А. А. Макаровский.

     

    Общественный договор

    Общественный договор, философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного…

    Естественное право

    Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой…

    Физиократы

    Физиократы (франц. physiocrates, от греч. physis - природа и kratos - сила, власть, господство), представители одного из направлений классической буржуазной политической экономии, возникшего во…