• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Локаята

    Локаята (санскр. - "имеющее хождение в народе"), древнеиндийское материалистическое учение. Собственно сочинений представителей Л. не сохранились. Зачинателем его по традиции считают древнего мудреца…



    Локбатан

    Локбатан, посёлок городского типа в Азербайджанской ССР, входит в Карадагский район г. Баку. 16,8 тыс. жителей (1972). Машиностроительный завод им. Г. М. Димитрова, хлебокомбинат. Филиал Бакинского…



    Локи

    Локи, популярный персонаж скандинавской мифологии, тип мифологического плута (трикстера), в котором переплетены черты комизма и демонизма. Л. участвует вместе с Одином в сотворении люд ей, как спутник…



    Локкарта заговор

    Локкарта заговор, заговор "трёх послов", контрреволюционный заговор, организованный в 1918 дипломатическими представителями Великобритании, Франции и США в Советской России с целью свержения…



    Локкарт Роберт Гамильтон Брюс

    Локкарт (Lockhart) Роберт Гамильтон Брюс (2.9.1887-1970, Лондон), агент английской дипломатической службы, журналист. В 1912 - сентябре 1917 вице-консул и генерал консул Великобритании в Москве. С…



    Локк Джон

    Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, — 28.10.1704, Отс), английский философ-просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и колледж в Оксфорде, где затем был преподавателем; занимался экспериментальной химией, метеорологией и медициной. В 1668 избран в Лондонское королевское общество. Став в 1667 домашним врачом, а затем секретарём лорда Эшли (графа Шефтсбери) — видного общественного деятеля времён Реставрации, Л. приобщается к активной политической жизни. Вслед за Шефтсбери, спасаясь от преследования английского правительства, в 1683 эмигрировал в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после провозглашения его королём Англии возвратился в 1689 на родину. С 1691 жил в Отсе в поместье Мэшем, занимаясь в основном литературной работой.

    В центре философии Л. стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии. На взгляды Л. оказали также влияние идеи П. Гассенди, Р. Бойля, Т. Сиденхема и И. Ньютона. Главное сочинение — "Опыт о человеческом разуме" (1690), над которым Л. работал около 20 лет, посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания. Согласно Л., не существует врождённых идей и принципов — ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников — опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел — первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Л. различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Л. склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Л. делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Л. явный рационалистический элемент. К "Опыту..." примыкают сочинения Л. "О пользовании разумом" (опубликовано 1706), "Исследование мнения отца Мальбранша о видении всех вещей в боге" (1694), а также его ответы критикам-богословам Норрису и Стиллингфлиту. В письмах к последнему (1697—1698) особый интерес представляют мысли Л. о способности материальной субстанции к мышлению, о критериях достоверного знания.

    Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Л. настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706). В сочинении "Разумность христианства" (1695) Л. в духе протестантизма старался отделить "подлинное" учение Христа от последующих видоизменений. Позиция Л. близка деизму и унитариям, однако он считает, что, поскольку человеческий разум ограничен, христианство, даже разумное, нуждается в откровении, в приобщении к божественному опыту "через его дух", без чего всякая религия пуста.

    Хотя Л. полагал, что этика может быть наукой наподобие математики, и практиковал приёмы точного анализа этических терминов и положений, он не создал последовательной этической теории. Свои утилитарные максимы о том, что добро есть то, что причиняет или увеличивает удовольствие и уменьшает страдания, что в достижении этого и заключается счастье, стремление к которому есть основание всякой свободы, Л. корректировал определением морального добра как подчинения человеческих волевых акций закону, коренящемуся в божественной воле — "истинной основе морали". В благоразумном и благочестивом сознании в конечном счёте достигается гармония между личными и общественными интересами.

    Классическим трактатом по педагогике стали "Некоторые мысли о воспитании" (1693), где Л. исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя "пользование разумом", а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Л. считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Л. противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и "естественной философии".

    Социально-политическая концепция Л. содержится в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690). Первый трактат посвящен опровержению феодально-патриархальных взглядов Р. Филмера на божественное право абсолютной королевской власти, второй — содержит теорию конституционной парламентарной монархии, по существу являясь оправданием и обоснованием социально-политического строя, утвердившегося в Англии после переворота 1688—89. Неизбежность института государственной власти Л. рисует с позиций теории естественного права и общественного договора. В отличие от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Л., правительству передаётся только некоторая часть "естественных прав" (отправление правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и "федеративной" (внешних сношений), причём само правительство должно подчиняться закону (см. "Разделение властей"). Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство. В экономической теории Л. придерживался принципов меркантилизма и трудовой теории стоимости.

    Идеи Л. сыграли огромную роль в истории философской и общественно-политической мысли европейского Просвещения. Они оказали большое влияние на английских деистов Дж. Толанда и Дж. Пристли, на Вольтера, Кондильяка (Франция) и в особенности на французских материалистов 18 в. — Ламетри, К. Гельвеция и Д. Дидро, а также на английского идеалиста Дж. Беркли и агностика Д. Юма. Идеи Л. положили начало разработке ассоцианизма в психологии, на теорию воспитания Л. опирались передовая педагогика 18 в. и утопический социализм начала 19 в. Политическая философия Л., являющегося, по словам К. Маркса, "...классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1, с. 371), развивалась Ш. Монтескьё и нашла отражение в политических теориях французских и американских буржуазных революций.

    Соч.: Works, 10ed., v. 1—10, L., 1801; Anessay concerning human understanding, ed. by A. C. Fraser, v. 1—р2, Oxf., 1894; Second treatise of civil government, ed. by J. W. Gough, L., 1946; Locke's educational writings, ed. by J. W. Adamson, Camb., 1922; Essays on the law of nature, ed. by W. von Leyden, L., 1954; в рус пер. — Педагогические сочинения, М., 1939; Избранные философские произведения, т. 1—2, М., 1960.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 139—47; там же, т. 23 (см. Указатель); Серебренников В., Учение Локка о прирождённых началах знания и деятельности, СПБ, 1892; С убб отин А. Л., Принципы гносеологии Локка, "Вопросы философии", 1955, № 2; Зайченко Г. А., философия Дж. Локка, М., 1959; Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Fox Bourne Н. R., The life of John Locke, v. 1—2, L., 1876; Gibson J., Locke's theory of knowledge and its historical relation, Camb. — N. Y., 1917; Gough J. W., John Locke's political philosophy, L., 1950; Bonno G., Les relations intellectuelles de Locke avec la France, Berk. — Los Ang., 1955; Aaron R., John Locke, 2 ed., L., 1955; Yolton J. W., John Locke and the way of ideas, Oxf., 1956; Cronston М. W., John Locke; a biography, N. Y., 1957.

    А. Л. Субботин.

     

    Бэкон Фрэнсис

    Бэкон (Bacon) Фрэнсис (22.1.1561, Лондон, - 9.4.1626, там же), английский философ, родоначальник английского материализма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем -…

    Картезианство

    Картезианство, направление в философии и естествознании 17-18 вв., теоретическим источником которого были идеи французского философа Р. Декарта (латинизированное имя Cartesius - Картезий, отсюда…

    Кембриджские платоники

    Кембриджские платоники, группа английских религиозных философов 2-й половины 17 в., пытавшихся, используя идеи неоплатонизма, дать рационалистическое обоснование христианской веры. Основные…

    Гассенди Пьер

    Гассенди (Gassendi) Пьер (22.1.1592, Шантерсье, Прованс, - 24.10.1655, Париж), французский философ-материалист, работал также в области математики, астрономии, механики, истории науки. Священник…

    Бойль Роберт

    Бойль (Boyle) Роберт (25.1.1627, Лисмор, Ирландия, - 31.12.1691, Лондон), английский химик и физик. Учился в Итоне. Сначала занимался религиозными и философскими вопросами, затем (с 1654)…

    Ньютон Исаак

    Ньютон (Newton) Исаак (4.1.1643, Вулсторп, около Граптема, - 31.3.1727, Кенсингтон), английский физик и математик, создавший теоретические основы механики и астрономии, открывший закон всемирного…

    Врождённые идеи

    Врождённые идеи, термин рационалистической философии 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц), обозначающий прирождённость уму или субъекту некоторых общих "идей" или истин. Эти идеи…

    Концептуализм

    Концептуализм (от лат. сопсерtus - мысль, понятие), термин, используемый для обозначения философских направлений, занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в…

    Деизм

    Деизм (от лат. deus - бог), религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не…

    Унитарии

    Унитарии (от лат. unitas - единство), 1) в широком смысле то же, что антитринитарии, 2) в более узком смысле - лишь антитринитарии-протестанты. Они составили начиная с Реформации 16 в. левое…

    Естественное право

    Естественное право, одно из широко распространённых понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность или свод принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой…

    Общественный договор

    Общественный договор, философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного…

    "Разделения властей" теория

    "Разделения властей" теория, буржуазная политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (…

    Ассоцианизм

    Ассоцианизм, ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; А. стремился утвердить строго…

    Монтескьё Шарль Луи де Секонда

    Монтескьё (Montesquieu) Шарль Луи де Секонда, барон де Ла Бред и де М. (18.1.1689, Лабред, близ Бордо, - 10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и писатель. Член института…