• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Логографы

    Логографы (греч., единственнок число logographos, от logos - слово, прозаическое произведение и grapho - пишу), 1) авторы первых сочинений древнегреческой исторической прозы. Первые Л. появились в…



    Логойск

    Логойск, посёлок городского типа, центр Логойского района Минской области БССР. Расположен на р. Гайна (правый приток р. Березина), в 31 км от ж.-д. станции Смолевичи (на линии Минск - Орша)…



    Логометр

    Логометр (от греч. logos - слово, здесь - отношение и ...метр), механизм приборов для измерения отношения сил двух электрических токов. Принцип действия Л. основан на том, что направленные встречно…



    Логоне

    Логоне (Logone), река в Африке, в республиках Чад и Камерун, левый приток р. Шари (бассейн оз. Чад). Образуется слиянием pp. Мбере и Пенде. Длина 965 км (с Мбере). Судоходна в период дождей (июнь -…



    Логопатия

    Логопатия (от греч. logos - слово, речь и pathos - страдание, болезнь), общее обозначение состояния речевой недостаточности при нормальном слухе (см. в ст. Речь). К Л. относятся недостатки…



    Логопедия

    Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение), отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

    Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике, относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.

    До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.

    Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.

    При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.

    Прямое назначение Л. состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.

    Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958; Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1—3, М., 1960—67; Основы теории и практики логопедии, М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971.

    Р. Е. Левина.

     

    Сурдопедагогика

    Сурдопедагогика (от лат. surdus - глухой), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших). Первые…

    Косноязычие

    Косноязычие, дислалия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, нарушение, и lalia - произношение, речь), неправильное произношение звуков речи. К. обусловлено аномалиями языка, челюстей…

    Алалия

    Алалия (от греч. а - отрицательная частица и laliaречь), отсутствие или ограничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга. Различают…

    Афазия

    Афазия (греч. aphasia, от а - отрицательная частица и phasis - высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие…

    Заикание

    Заикание, сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов. З. чаще…