• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Ладва-Ветка

    Ладва-Ветка, посёлок городского типа в Прионежском районе Карельской АССР. Расположен на р. Ивинка (бассейн Свири). Ж.-д. станция (Ладва) на линии Петрозаводск - Волхов. Леспромхоз…



    Ладенбург Альберт

    Ладенбург (Ladenburg) Альберт (2.7.1842, Мангейм, - 15.8.1911, Бреславль, ныне Вроцлав, ПНР), немецкий химик-органик и историк химии. Профессор университетов в Гейдельберге (с 1872), Киле (с 1874) и…



    Ладзари Костантино

    Ладзари, Лаццари (Lazzari) Костантино (1857, Мантуя, - 1927, Рим), деятель итальянского рабочего движения. По профессии журналист. Участвовал в основании в 1882 Итальянской рабочей партии и в 1892…



    Ладинский ярус

    Ладинский ярус, верхний из двух ярусов среднего отдела триасовой системы [см. Триасовая система(период)]. Название предложено австрийским геологом А. Битнером (1892). В типовом разрезе (Доломитовые…



    Ладины

    Ладины (нем. Ladiner, итал. ladini), народ, входящий в группу ретороманцев. Живут в восточной части Швейцарии и в итальянском Тироле. Общая численность около 40 тыс. человек. Говорят на диалекте…



    Ладовый ритм

    Ладовый ритм, музыкально-теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским в начале 20 в. Термин "Л. р." означает развёртывание лада во времени. Концепция эта основывается на выделении в музыке неустойчивых и устойчивых звуков; тяготение неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые рассматривается как основополагающее для музыкальной динамики и построения ладов (см. Лад). Источник неустойчивости Яворский видел в интервале тритона. Со своим разрешением тритон образует первичное единство устойчивости и неустойчивости — "единую симметричную систему"; две такие системы на расстоянии полутона дают "двойную симметричную систему". Соединение этих систем образует различные лады. Теория Л. р. дала углублённую трактовку лада, позволила обосновать лады, выходящие за пределы мажоро-минора (увеличенный, уменьшенный, цепной, переменные, дважды-лады). Уязвимая сторона теории Яворского — конструирование ладов на тритоновой основе, что ведёт к трактовке старинных, лишённых тритона ладов (например, пентатоники) как неполных видов более сложных ладовых образований. Ладотональные отношения Яворский рассматривал в связи с формой и ритмическими пропорциями (отсюда название концепции). Целостная концепция Л. р. не сохранила своего значения, но многие её понятия получили развитие в советской музыкально-теоретической мысли.

    Лит.: Яворский Б., Строение музыкальной речи, М., 1908; его же, Упражнения в образовании ладового ритма, 2 изд.. М.. 1928; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, М., 1930; Яворский Б., Воспоминания, статьи и письма, т. 1, М., 1964.

    В. А. Цуккерман.

     

    Яворский Болеслав Леопольдович

    Яворский Болеслав Леопольдович [10(22). 6. 1877, Харьков, - 26. 11. 1942, Саратов], советский музыковед, пианист и композитор, доктор искусствоведения (1941). В 1903 окончил Московскую консерваторию…

    Лад

    Лад, система взаимосвязей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Необходимое условие существования Л. - качественное различие его ступеней. Каждая из них…

    Пентатоника

    Пентатоника (от греч. pente - пять и tonos - тон), звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Основной тип П.- бесполутоновая (ангемитонная, натуральная; также "китайская" или "…