• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Ла Гардиа Фиорелло Генри

    Ла Гардиа (La Guardia) Фиорелло Генри (11.12.1882, Нью-Йорк, - 20.9.1947, там же), политический деятель США. Получил юридическое образование в Нью-Йоркском университете (1910). В 1916 был избран член…



    Лагарп Жан Франсуа де

    Лагарп (La Harpe) Жан Франсуа де (20.11.1739, Париж, - 11.2.1803, там же), французский драматург и теоретик литературы. Член Французской академии (1776). Был последователем Вольтера в области…



    Лагарп Фредерик Сезар де

    Лагарп (La Harpe) Фредерик Сезар де (6.4.1754, Роль, кантон Во, - 30.3.1838, Лозанна), швейцарский политический деятель. По профессии адвокат. В 80-х гг. приглашен Екатериной II в Россию в качестве…



    Лагаш

    Лагаш, древнее государство в Шумере на территории современного Ирака. Включало ряд поселений: Гирсу (современное городище Тепло), собственно Лагаш, или Урукуга (современное городище Эль-Хиба), Сираран…



    Лаггар

    Лаггар (Faico jugger), хищная птица рода соколов…



    Лагерквист Пер Фабиан

    Лагерквист (Lagerkvist) Пер Фабиан (р. 23.5.1891, Векшё), шведский писатель, член Шведской академии (1940). Окончил Упсальский университет (1912). В юности участвовал в социалистическом движении. В 1912 выступил со сборником новелл "Люди". В ранней поэзии и прозе ощущается стремление Л. к формальному новаторству. В сборнике новелл "Железо и люди" (1915), в сборниках экспрессионистских стихов "Страх" (1916), "Хаос" (1919) и др. отразились пессимистические настроения, порожденные 1-й мировой войной 1914—1918. Изображение действительности как абсурда и хаоса, интерес к центральной в творчестве Л. проблеме зла, как отвлечённому метафизическому началу, характерны для драмы Л. "Вечная улыбка" (1920) и его экспрессионистских пьес "Последний человек" (1917), "Невидимый" (1923) и др. В то же время в сатирическом сборнике "Злые саги" (1924), в автобиографическом романе "В мире гость" (1925) усиливается реалистическое начало. В произведениях 30-х гг. Л. утверждает необходимость борьбы против фашизма, который он толкует как крайнее проявление извечного зла: аллегорическая повесть "Палач" (1933), сборник очерков "Сжатый кулак" (1934), сборник сатирических новелл "В то время" (1935), пьесы "Человек без души" (1936), сборник стихов "Песня и бой" (1940), а также лучший роман Л. "Карлик" (1944). В послевоенных произведениях проблему зла Л. соотносит со сложными нравственными исканиями человека: стихи сборника "Вечерний край" (1953), пьесы и цикл философских романов и повестей на библейские сюжеты — "Варавва" (1950), "Сивилла" (1956), "Смерть Агасфера" (1960) и др. Нобелевская премия (1951).

    Соч.: Prosa, [bd] 1—6, Stockh., 1951—60; Dramatik, [bd] 1—3, Stockh., 1956; Dikter, Stockh., 1965; в рус. пер. — [Новеллы], в кн.: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964; В мире гость. [Повести и рассказы]. Предисл. С. Белокриницкой, М., 1972.

    Лит.: Oberholzer О., Pär Lagerkvist. Studien zu seiner Prosa undseinenDramen, Heidelberg, 1958; Henmark K., Främlingen Lagerkvist, Stockh., 1966; Synpunkter pä Pär Lagerkvist, Stockh., [1966]: Malmström G., Menneskehjertets verden. Hovedmotiv i Pär Lagerkvists diktning, Oslo, 1970; "Scandinavica", N. Y. — L., 1971, May.

    А. А. Мацевич.