• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Кельзен Ханс

    Кельзен (Kelsen) Ханс (р. 11.10.1881, Прага), австрийский юрист. Профессор Венского (1917-29), Кельнского (1929-33) и Женевского (1933-40) университетов. В 1940 эмигрировал в США, с 1942 профессор…



    Келькит

    Келькит (Kelkit), река в Турции, самый крупный правый приток р. Ешиль-Ирмак. Длина 356 км, площадь бассейна 10,6 тыс. км2.Истоки в Восточно-Понтийских горах; течёт в глубокой долине, местами в ущельях…



    Кельме

    Кельме, город, центр Кельмеского района Литовской ССР. Расположен на р. Кряжанте (бассейн Нямунаса), на шоссе в 15 км к З. от железнодорожной станции Титувенай (на линии Шяуляй - Советск), в 44 км к Ю…



    Кельменди Али

    Кельменди (Kelmendi) Али (1900, Печ, Сербия,-11.2.1939), один из организаторов коммунистического движения в Албании. Родился в бедной крестьянской семье. В июне 1924 участвовал в…



    Кельменцы

    Кельменцы, посёлок городского типа, центр Кельменецкого района Черновицкой области УССР, в 3 км от железнодорожной станции Ларга. Заводы: стройматериалов, маслодельный, сахарный. Келермесские курганы…



    Кёльн

    Кёльн (Köln), город в ФРГ, в земле Северный Рейн-Вестфалия, один из крупнейших экономических центров в стране. Расположен по обоим берегам Рейна, в южной части Нижнерейнской низменности (в так называемой Кельнской бухте). Площадь 251,4 км2. Население 866,3 тыс. человек (1970). Крупный узел железных дорог, автомагистралей и автострад, нефте- и нефтепродуктопроводов, авиалиний (пассажирооборот аэропорта Кёльн — Бонн, имеющего международное значение, около 1,3 млн. чел. в 1970); важный речной порт (грузооборот 8,5 млн. т). В К. и его пригородах 8 мостов через Рейн. Выгодное транспортное положение, близость к Руру и Нижнерейнскому буроугольному бассейну способствовали экономическому развитию города. В промышленности К. и его пригородов (занято свыше 250 тыс. человек) особо важное значение имеют машиностроение и металлообработка: двигателе- и тракторостроение, производство оборудования для горной промышленности (заводы компании "Клёкнер — Гумбольдт — Дёйц" и др.), автомобилестроение (заводы компании "Форд-верке"), вагоно- и локомотивостроение, электротехническая промышленность, особенно производство кабелей (заводы компании "Фельтен унд Гильом"); нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (в К. и его пригородах Годорф, Весселинг); разнообразная химическая промышленность (на К. и его пригороды приходится 1/6всех занятых в химической промышленности ФРГ), в том числе тонкохимические производства (парфюмерное и др.); развиты также текстильная, швейная, пищевкусовая (в том числе шоколадная), полиграфическая промышленность, ювелирное дело. Наряду с крупными много средних и мелких промышленных и ремесленных предприятий.

    К. — крупный центр оптовой торговли, место проведения регулярных международных ярмарок, выставок, крупный центр кредитно-банковского и особенно страхового дела. Товарная биржа.

    В К. — университет, педагогическая академия и педагогический институт, академии управления и экономики, страхового дела, институт страхового дела, высшая музыкальная школа. Зоопарк. Художественные музеи: Вальраф-Рихарц, Кунстхалле, Римско-германский, Восточно-азиатского искусства и др.

    О. В. Витковский.

    К. — один из старейших германских городов, возник из римского военного лагеря, основан в 1 в. до н. э. на месте поселения германского племени убиев. В 50 н. э. получил название Colonia Agrippina. Занимая выгодное географическое положение и являясь резиденцией епископа (с 785 — архиепископа), К. уже в 10—11 вв. представлял собой значительный городской центр и вскоре превратился в один из крупнейших городов средневековой Германии с развитыми ремеслом и торговлей. Сеньоры города — архиепископы кёльнские (с 13 в. — курфюрсты) были в числе влиятельнейших имперских князей. С конца 11 в. горожане К. вели борьбу с сеньором, доходившую до вооруженных столкновений и окончившуюся переходом власти в городе к патрициату (конец 13 в.). В результате цехового восстания 1396 власть в К. перешла к цеховой верхушке и купечеству. К. был одним из ведущих членов Ганзы. В 16—17 вв. экономическое значение К. значительно упало. В 1794 К. был занят французскими войсками, по решению Венского конгресса (1814—15) передан Пруссии. В 1842—43 в К. жил и работал К. Маркс. Во время Революции 1848—49 К. — один из основных центров революционного движения. В июне 1848— мае 1849 К. Маркс и Ф. Энгельс издавали в К. "Новую Рейнскую газету". После 1-й мировой войны 1914—18 К. был оккупирован (до 1926) английскими войсками. После 2-й мировой войны 1939—45 — в английской зоне оккупации; с образованием ФРГ (1949) — в её составе.

    Древнейшее ядро К. — древнеримский лагерь с прямоугольным планом на берегу Рейна; в 9—12 вв. сложился феодальный город с радиально-кольцевой структурой.

    В К. своеобразны романские церкви 11—13 вв. с богатой и сложной пространственной композицией: Санкт-Мария-им-Капитоль (до 1049—1065), перестроенные в 12—13 вв. храмы Апостелькирхе (около 1192—1219), Грос-Санкт-Мартин (около 1185—1240), Гереонскирхе (основная овальная в плане постройка — 1219—27). Крупнейший (длина 144 м, высота 157 м) готический 5-нефный собор строился в 1248—1560, но был окончен лишь в 1842—80. К. богат и светскими средневековыми и ренессансными зданиями: дом "Цур Шойер" (середина 13 в.), ратуша (1350—70; башня, 1407—14; 2-ярусная галерея, 1569—73, арх. В. Фернуккен), зал для танцев "Гюрцених" (1441—47), цейхгауз (1594— 1606). В 19—20 вв. К. оброс промышленными и портовыми районами. С 1919 ведётся частичная реконструкция К. Среди новых построек — оперный (1954—57) и драматический (1959—65) театры (архитектор В. Рипхан), мосты через Рейн.

    Лит.: Ennen L., Geschichte der Stadt Köln..., Bd 1—5, Köln, 1863—80; ,Bützler Th., Kleinc illustrierte Geschichte der Stadt Köln, Köln, 1950; Rode H., Köln, Köln, 1968.

     

    Ганза

    Ганза (от средненижненемецкого Hanse - союз, товарищество), торговый союз северо-немецких городов во главе с Любеком, существовавший в 14-16 вв. (формально до 1669). Г. стала преемницей немецких…