• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Кадисский залив

    Кадисский залив (Golfo de Cadiz), открытый залив Атлантического океана у юго-западных берегов Пиренейского полуострова. Омывает низменные, слабо изрезанные берега Испании и Португалии. Глубина до 100…



    Кадлубек Винценты

    Кадлубек (Kadlubek) Винценты (около 1150, близ Стобницы, - 8.3.1223, Енджеюв), польский хронист. В 1207-18 краковский епископ. "Хроника поляков" К. (доведена до 1202) излагает легендарные сведения о…



    Кадмиево-никелевый аккумулятор

    Кадмиево-никелевый аккумулятор, щелочной аккумулятор, у которого активными веществами положительного электрода служит гидрат окиси никеля (NiOOH), а отрицательного электрода - кадмий (Cd) с примесью…



    Кадмий

    Кадмий (Cadmium), Cd, химический элемент II группы периодической системы Менделеева; атомный номер 48, атомная масса 112,40; белый, блестящий, тяжёлый, мягкий, тягучий металл. Элемент состоит из смеси…



    Кадмирование

    Кадмирование, процесс нанесения кадмиевых покрытий на поверхность стальных изделий методом электролитического осаждения с целью защиты их от атмосферной коррозии. Толщина покрытий обычно составляет 15…



    Каднер Отакар

    Каднер (Kádner) Отакар (11.5.1870, Угонице, — 6.5.1936, Подебради), чешский педагог-демократ. С 1907 доцент, а с 1911 профессор педагогики Карлова университета в Праге. Вёл исследования преимущественно в области истории педагогики, общей педагогики и организации школьного дела. Основные работы: "История педагогики" (т. 1—3, 1909—23); "Основы общей педагогики" (т. 1—3, 1925—26); "Развитие и современная система школы" (т. 1—4, 1929—38). Общую педагогику К. понимал как философию воспитания, как свод теоретических положений о содержании, цели и методе воспитания. Чрезмерное увлечение К. экспериментальным методом и фактографией отражает влияние на него позитивистской философии. Подчёркивая общественную роль воспитания и зависимость воспитательных учреждений от развития общества, цель воспитания К. видел в гармоническом развитии всех физических и духовных способностей личности. К. требовал демократизации образования: каждый должен получать образование в зависимости от его естественных способностей, а поэтому в школьной системе должны быть уничтожены классовые и социальные преграды, школа должна быть национальной по своему содержанию и организации. К. активно выступал против клерикализма и бюрократизма в школах.

    Большое значение К. придавал подготовке учителей, он содействовал открытию высших педагогических школ (в Праге и Брно, 1921), которые были организованы самими учителями; со дня основания до конца жизни К. руководил такой школой в в Праге.

    Лит.: Otakar Kadner, jeho osobnost a dilo. Sbornik vzpominek a stati, red. J. V. Klimy, Praha, 1920; Chiup О., Vývoj i pedagogických idei v novern věcu, Brno, 1925.

    А. И. Пискунов.