• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Кадастр

    Кадастр (франц. cadastre), список, реестр, составленный официальным органом или учреждением. Например, водный кадастр, земельный кадастр…



    Кадая

    Кадая, посёлок городского типа в Калганском районе Читинской области РСФСР. Расположен на р. Средняя Борзя (приток Аргуни), в 262 км к С.-В. от ж.-д. станции Борзя (на линии Карымская - Забайкальск)…



    Каддафи Муамар

    Каддафи Муамар (р. 1940, Сирт), политический и государственный деятель Ливии. Полковник. В 1965 окончил военное училище в чине лейтенанта. Затем проходил переподготовку в Великобритании (1966)…



    Каден-Бандровский Юлиуш

    Каден-Бандровский (Kaden-Bandrowski) Юлиуш (24.2.1885, Жешув - 8.8. 1944, Варшава), польский писатель. В 1905-13 жил в Германии и Бельгии (где окончил университет), был связан с националистическими…



    Каденция

    Каденция (итал. cadenza, от лат. cado - падаю, оканчиваюсь), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. Называется также…



    Кадетские корпуса

    Кадетские корпуса в России средние привилегированные военно-учебные заведения закрытого типа. Ведут своё начало со 2-й половины 17 в., когда в Пруссии были созданы кадетские школы для подготовки дворянских детей к военной службе.

    В России первый К. к. был основан в 1732 в Петербурге под названием "Корпус кадет" (с 1752, после основания Морского корпуса, стал называться Сухопутным шляхетским кадетским корпусом, позднее — 1-й К. к.). Создавая К. к., правительство Анны Ивановны шло навстречу дворянству, которое в числе др. привилегий для себя требовало права служить в армии только в качестве офицеров. Однако в 18 в. в К. к. готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников, дипломатов, судей и др. В 1-й половине 19 в. К. к. превратились в узко военно-учебные заведения, где учащиеся получали как общее, так и специальное военное образование.

    В 1863 К. к. были преобразованы в военные гимназии, превратившись в общеобразовательные учебные заведения, но сохранив военную форму и полувоенный уклад. В 1882 эти гимназии были снова реорганизованы в К. к. с сохранением в основном общеобразовательные программы обучения. Эта реформа сводилась к большей военизации: замене гражданских воспитателей офицерами, усилению военной дисциплины. В военном отношении К. к. делились на роты; роты состояли из отделений. В пореформенный период в некоторые К. к. принимались дети недворянского происхождения, однако продолжали преобладать дети дворян, главным образом офицеров.

    Курс обучения и программы на протяжении всего периода существования К. к. неоднократно менялись. После 1900, в период руководства военно-учебными заведениями князя Константина Константиновича, программа значительно расширилась. Вводится изучение химии, механики, элементов высшей математики, увеличивается число часов по естественной истории, физике. Т. о., программа К. к. примерно соответствовала курсу реальных училищ.

    К. к. подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений. К 1917 в Российской империи существовало 29 К. к. (кроме Морских и Пажеских, с общим числом кадет свыше 10 тыс.). После Февральской революции 1917 К. к. были переименованы в гимназии военных ведомств, однако никаких изменений в программе обучения не произошло. В 1918 в связи с ликвидацией старой армии К. к. были закрыты.

    Лит.: Лалаев М. С., Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению, ч. 1, СПБ. 1880; 3айончковский П. А., Военные реформы 1860—1870 годов в России, [М.], 1952; Кадетские корпуса, в кн.: Военная энциклопедия, т. 11, СПБ, 1913.

    П. А. Зайончковский.

     

    Реальное училище

    Реальное училище, неполное среднее или среднее учебное заведение, в учебном плане которого основное место отведено предметам естественно-математического цикла. Первые Р. у. появились в Германии в…