• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Кадар Янош

    Кадар (Kadar) Янош (р. 26.5.1912, Риека), деятель венгерского и международного коммунистического и рабочего движения, государственный и политический деятель ВНР. Родился в семье с.-х. рабочего. Был…



    Кадастр

    Кадастр (франц. cadastre), список, реестр, составленный официальным органом или учреждением. Например, водный кадастр, земельный кадастр…



    Кадая

    Кадая, посёлок городского типа в Калганском районе Читинской области РСФСР. Расположен на р. Средняя Борзя (приток Аргуни), в 262 км к С.-В. от ж.-д. станции Борзя (на линии Карымская - Забайкальск)…



    Каддафи Муамар

    Каддафи Муамар (р. 1940, Сирт), политический и государственный деятель Ливии. Полковник. В 1965 окончил военное училище в чине лейтенанта. Затем проходил переподготовку в Великобритании (1966)…



    Каден-Бандровский Юлиуш

    Каден-Бандровский (Kaden-Bandrowski) Юлиуш (24.2.1885, Жешув - 8.8. 1944, Варшава), польский писатель. В 1905-13 жил в Германии и Бельгии (где окончил университет), был связан с националистическими…



    Каденция

    Каденция (итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь), 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. Называется также кадансом (франц. cadence). В гармонии различают полные (завершающиеся тоникой) и половинные (завершающиеся доминантой или субдоминантой) К. Полные К. подразделяются на автентические (тонике предшествует доминанта) и плагальные (тонике предшествует субдоминанта), совершенные (тоника появляется в тяжёлом такте, в мелодическом положении примы, доминанта или субдоминанта перед ней даются в основном виде) и несовершенные (в которых условия образования совершенной К. не соблюдаются). Т. н. прерванные К. образуются в связи с заменой тоники в автентическом К. каким-либо другим аккордом. Расчленяя музыкальное произведение на отдельные построения, К. способствуют установлению между ними определённых логико-функциональных отношений.

    2) Виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте; как бы свободная фантазия на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение или импровизация К. предоставлялись исполнителю. Впоследствии (начиная с Бетховена) композиторы, стремясь к структурно-стилистическому единству сочинения, сами стали создавать и записывать К. для своих концертов.

    Ю. Н. Холопов.

     

    Гармония (музык.)

    Гармония, выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды -…

    Концерт (муз. произведение)

    Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto - концерт, гармония, согласие, от лат. concerto - состязаюсь), музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов…