• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Ибн ар-Руми Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж

    Ибн ар-Руми Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Аббас ибн Джурайдж (21.6.836, Багдад, - 14.6.896, там же), арабский писатель. Сохранились талантливые прозаические послания, но центральное место в его наследии…



    Ибн Асакир Али ибн аль-Хасан

    Ибн Асакир Али ибн аль-Хасан (1105, Дамаск, - 25.1.1176, там же), арабский историк. Написал "Историю Дамаска" в 80 тт., которая содержит главным образом биографии выдающихся людей, связанных с…



    Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед

    Ибн Баджа Абу Бекр Мухаммед [латинизированное - Авемпас или Авенпаце (Avempace, Avenpace)] (около 1070, Сарагоса, - 1139, Фее, Марокко), арабский философ, первый крупный представитель восточного…



    Ибн Бадрун Абу Марван Абд аль-Малик

    Ибн Бадрун Абу Марван Абд аль-Малик (г. рождения неизвестен - умер 1211), арабский поэт и историк. Родился в Силвише (Португалия). Жил в Севилье при дворе Абу Якуба Юсуфа Альмохада (1163-84)…



    Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи

    Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи (24.2.1304, Танжер,-1377, Фес), арабский путешественник, странствующий купец. В 1325, отправившись из Марокко в хаджж (паломничество…



    Ибн Гебироль Соломон бен Иегуда

    Ибн Гебироль Соломон бен Иегуда [араб. Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, латинизированное — Авицеброн (Avicebron, Avencebrol, Avicebrol)] (около 1021, Малага, — 1055 или 1070, Валенсия), еврейский поэт и философ. Его поэтическое творчество на древнееврейском языке (иврите) сыграло важную роль в общем обновлении еврейской поэзии в арабской Испании 10—11 вв. Произведения И. Г. относятся к различным лирическим жанрам; важнейшее — мистическая поэма "Венец царствия". Философский трактат "Источник жизни" был написан на арабском языке; оригинал не сохранился (лат. пер. "Fons vitae", ed. С. Bäumker, fasc. 1—3, 1892—95). И. Г. тяготел к неоплатоническому пантеизму, но, в отличие от неоплатоников, придавал гораздо большее значение материи, которую рассматривал как субстанцию не только телесного, но и духовного. Заимствованное из античной философской традиции противоположение материи и формы доводится И. Г. вплоть до уровня бога, причём если форма интерпретируется как творение воли бога (И. Г. принадлежит весьма яркое учение о природе воли), то материя оказывается непосредственным истечением сущности бога и потому божественнее, чем форма. Это сближение бога и материи у И. Г. было воспринято впоследствии Дж. Бруно. Трактат И. Г. не получил резонанса в еврейском и исламском мире и продолжал жить лишь в христианской схоластической традиции как сочинение загадочного араба или христианина Авицеброна; лишь в 19 в. было доказано тождество этого философа с еврейским поэтом И. Г.

    С. С. Аверинцев.