• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Закон о защите мира

    Закон о защите мира, принят Верховным Советом СССР 12 марта 1951 в ответ на призыв 2-го Всемирного конгресса сторонников мира (Варшава, 1950) к парламентам всех стран о принятии закона об охране мира…



    Закономерность общественная

    Закономерность общественная, объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории. В…



    Закон (философ.)

    Закон, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между…



    Законы и обычаи войны

    Законы и обычаи войны, в международном праве правила ведения войны, установленные обычно многосторонними соглашениями между государствами. Направлены на устранение наиболее жестоких способов ведения…



    Законы юных пионеров

    Законы юных пионеров, свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; в образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской…



    Закон (юрид.)

    Закон (юридический), нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой по отношению к актам других государственных органов и общественных организаций. З. — основная форма выражения права в современном обществе.

    Высшая юридическая сила З. проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить З.), З. должны соответствовать акты всех государственных органов. З. занимает главенствующее положение в системе правовых актов государства; содержащиеся в З. нормы регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в З. наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.

    По значению и характеру содержащихся в З. правовых норм различают конституционные и обыкновенные З. Конституционные З. предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют основные начала и принципы общественного и государственного строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию государственных органов, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Принятие и изменение конституционных З. требует обычно квалифицированного большинства (2/3 или 3/4) в законодательном органе, а иногда и референдума.

    В социалистических государствах З. — основной правовой инструмент решения политических задач, важное орудие хозяйственного и культурного строительства, обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, защиты социалистической собственности, расширения и укрепления социалистической демократии. По Конституции СССР право принятия З. СССР принадлежит исключительно Верховному Совету СССР, З. союзных и автономных республик — Верховным Советам этих республик. В зарубежных социалистических странах право принятия З. также является прерогативой высших представительских органов власти (например, Народного собрания в Болгарии). Определяющая роль З. по отношению к иным правовым актам государственный органов — один из основных принципов социалистической законности.

    Основной З. в СССР — Конституция СССР 1936. Особое место среди советского З. занимают Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, содержащие общие принципиальные положения для законодательства всех союзных республик по отдельным отраслям советского права. Большое значение имеют З. о государственном плане развития народного хозяйства и З. о государственном бюджете. В законодательстве союзных республик важную роль играют кодексы.

    Конституции большинства современных буржуазных государств официально признают высшую юридическую силу за З., принимаемым парламентом. фактически всё большее значение имеют акты главы государства и акты правительства по вопросам, относящимся к компетенции парламента (см. Делегированное законодательство). Для оправдания этой практики в буржуазной правовой науке выделяются два вида З.: З. в формальном смысле (как акт, издаваемый парламентом) и в материальном смысле (акт, издаваемый правительством и имеющий общенормативный характер). См. Также Законодательство, Законодательный процесс.

    А. Ф. Шебанов.

     

    Квалифицированное большинство

    Квалифицированное большинство, в отличие от простого большинства в 50% + 1, большинство в 2/3, 3/4 и т.д. голосов. Обычно требуется для принятия наиболее важных решений (например, для внесения…

    Референдум

    Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), в государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и…

    Верховный Совет СССР

    Верховный Совет СССР, высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции…

    Законность

    Законность, неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. З. представляет собой одну из…

    Делегированное законодательство

    Делегированное законодательство, издание правительствами буржуазных стран по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. В отличие от обычной нормоустанавливающей деятельности…

    Законодательство

    Законодательство, 1) один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов. В СССР З. - исключительная прерогатива…

    Законодательный процесс

    Законодательный процесс, порядок деятельности высшего органа государственной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции. Для З. п. в социалистических странах характерны: чёткая…