• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Зайцево

    Зайцево, посёлок городского типа в Донецкой области УССР, на р. Бахмут (правый приток Северского Донца), в 5 км от ж.-д. узла Никитовка. Добыча гипса. Гипсовый завод. Овоще-молочный совхоз…



    Зайцеобразные

    Зайцеобразные (Lagomorpha), отряд млекопитающих; близки к грызунам. Два семейства - зайцы и пищухи. Для З. характерны две пары резцов в верхней челюсти. Длина тела 12-75 см, весят от 0,1 до 4,5 кг…



    Зайцехвост

    Зайцехвост (Lagurus), род травянистых растений семейства злаков. Представлен 1 видом - З. яйцевидный (L. ovatus). Стебли восходящие, высотой до 30 (редко 50) см, так же, как листья, пушисто-мохнатые;…



    Зайц Иван

    Зайц (Zajc) Иван (3.8.1832, Риека, - 16.12.1914, Загреб), хорватский композитор, дирижёр, педагог. Учился у Л. Росси в Миланской консерватории. В 1855-62 дирижёр и концертмейстер городского…



    Зайцы

    Зайцы (Leporidae), семейство млекопитающих отряда зайцеобразных. 8 родов: зайцы (1 род), жесткошёрстные зайцы (3 рода), кролики (4 рода); объединяют 50 видов. Отдельные виды приспособлены к быстрому…



    Закавказская железная дорога

    Закавказская железная дорога, в современных границах организована в июне 1967. Управление — в г. Тбилиси. Пролегает по территории Грузинской ССР, Армянской ССР и незначительно — Азербайджанской ССР. Граничит с Северо-Кавказской ж. д. (станция Весёлое) и с Азербайджанской ж. д. (станции Беюк-Кясик и Норашен). Эксплуатационная длина дороги в современных (1970) границах 1942 км. строительство ж.-д. линий началось в 60-х гг. 19 в. В 1871 сдана эксплуатацию линия Поти — Зестафони и в 1872—линия Зестафони — Тбилиси, которые соединили Закавказье с портами Чёрного моря. В 1883 построены линии Батуми — Самтредиа, Баку — Беюк-Кясик — Тбилиси, создавшие прямую ж.-д. связь между портами Каспийского и Чёрного морей; в 1899—1902 начала действовать магистраль Навтлуги — Александрополь (Ленинакан) — Ереван, связавшая районы Грузии со столицей Армении и др. её районами, а в 1908 — линия Джульфа — Норашен — Масис, соединившая станцию Джульфа (пограничную с Ираном) с Ереваном и др. пунктами Закавказья. Широкое ж.-д. строительство осуществлено за годы Советской власти: линии Цхакая — Сухуми (1940), Адлер — Бзыбь (1943) и Бзыбь — Сухуми (1945), создавшие кратчайшую связь Закавказья с др. районами страны, а также Гори — Цхинвали (1940) и ряд др. линий. З. ж. д. почти полностью электрифицирована. Электротягой (1969) выполнялось 93% всего грузооборота дороги.

    Дорога обслуживает районы добычи угля, марганцевых и цветных руд, крупные предприятия машиностроения, чёрной и цветной металлургии, химической, лёгкой и пищевой промышленности, развитого многоотраслевого сельского хозяйства. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Чиатура, Ткибули, Рустави, Поти, Ереван, Батуми. Дорога взаимодействует с крупными портами Чёрного моря по перевалке различных грузов (станции Поти и Батуми). Грузооборот З. ж. д. составляет всего 0,6% от сетевого, однако на отдельных участках дороги грузонапряжённость весьма высокая. Среди грузов, отправляемых З. ж. д., наибольший удельный вес имеют уголь, марганцевая руда, металлы, цемент и др. строительные материалы минерального происхождения и грузы сельского хозяйства. Во ввозе преобладают нефть и нефтепродукты, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, грузы лёгкой промышленности. Перевозки по видам сообщений распределяются: ввоз — 42%, вывоз — 12%, местное сообщение — 46%.

    З. ж. д. осуществляет большие пассажирские перевозки как в междугородном (Тбилиси — Баку, Тбилиси — Ереван, Тбилиси — Москва и др.), так и в пригородном сообщениях. Общий годовой объём пассажирских перевозок около 40 млн. пассажиров, из них 1/4 — в пригородном сообщении.

    Г. С. Райхер.