• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Заездка

    Заездка, один из периодов выездки лошади…



    Заём

    Заём, в гражданском праве договор, в силу которого одна сторона (заимодавец) передаёт другой стороне (заёмщику) в собственность или оперативное управление деньги или вещи, определённые родовыми…



    Заечар

    Заечар (3ajeчар), город в Югославии, в Социалистической Республике Сербии, в Восточно-Сербских горах, на р. Тимоколо 19 тыс. жителей (1967). Мукомольная, пивоваренная, текстильная, кожевенная…



    Заечарское восстание 1883

    Заечарское восстание 1883, крестьянское восстание в Восточной Сербии, в районе г. Заечар (Тимокская Крайна). См. Тимокское восстание 1883…



    Зажигалка

    Зажигалка, компактное устройство для многократного получения огня, принцип действия которого первоначально был основан на высечении искры при ударе огнива о кремень. В современных З. используют…



    Зажигание

    Зажигание в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), принудительное воспламенение рабочей смеси в камере сгорания ДВС. Получили распространение две системы З. — батарейное и от магнето. При батарейном З. (рис.) электрический ток низкого напряжения (6—12 в) от аккумуляторной батареи через выключатель З. поступает в первичную обмотку индукционной катушки З. Индуктированный во вторичной обмотке катушки З. ток высокого напряжения (12 000—15 000 в) подводится к ротору распределителя З. Ток с ротора поступает к контакту, от которого подаётся к свече того цилиндра, где должно произойти воспламенение рабочей смеси. Работа ДВС зависит от выбора момента З. Для эффективности работы необходимо, чтобы искра между электродами свечи возникла до прихода поршня в верхнюю мёртвую точку, т. е. чтобы З. происходило с некоторым опережением. Опережение З. выражается в градусах угла поворота коленчатого вала и зависит от частоты вращения, нагрузки двигателя и сорта применяемого топлива. Оптимальные углы опережения З. устанавливаются автоматически во время работы двигателя (центробежно-вакуумным автоматом). Батарейное З. отличается простотой устройства, меньшей стоимостью и обеспечивает хороший пуск двигателя; применяется главным образом на автомобилях. З. от магнето обеспечивает большую надёжность в работе, не требует аккумуляторной батареи и применяется главным образом на тракторах, мотоциклах и специальных автомобилях.

    Недостатком системы батарейного З. является то, что с увеличением частоты вращения коленчатого вала уменьшается напряжение во вторичной цепи. Это препятствует росту быстроходности ДВС, повышению степени сжатия, ограничивает работу на обеднённой смеси. Происходит также быстрый износ контактов прерывателя, снижающий надёжность работы системы З. В связи с этим начинает применяться контактно-транзисторная система З., имеющая значительно большее напряжение искрового разряда (30 000 в). Это облегчает пуск двигателя и обеспечивает более полное сгорание рабочей смеси, несколько снижая токсичность отработавших газов.

    Лит.: Галкин Ю. М., Электрооборудование автомобилей и тракторов, 2 изд., М., 1967; Набоких В. А., Чепланов В. И., Основные тенденции развития электронных систем зажигания автомобильных двигателей, М., 1967.

    Б. А. Куров.

     

    Магнето

    Магнето, магнитоэлектрический генератор переменного тока (обычно совмещенный с индукционной катушкой), предназначенный для создания электрических разрядов между электродами свечи зажигания…