• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Задвинское герцогство в Латвии

    Задвинское герцогство в Латвии (лат. Ducatus Ultradunensis), часть территории средневековой Ливонии, захваченная в ходе Ливонской войны 1558-83 польско-литовскими феодалами. В состав З. г. в Л…



    Задержание

    Задержание, по советскому праву кратковременное (не более чем на 3 суток) лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, с тем, чтобы до решения вопроса об избрании меры пресечения не…



    Задержание талых вод

    Задержание талыхвод, уменьшение поверхностного стока талых вод с помощью агротехнических приёмов. Особое значение имеет в зонах недостаточного и неустойчивого увлажнения. В результате стока талых вод…



    Заднежаберные моллюски

    Заднежаберные моллюски (Opisthobranchia), подкласс брюхоногих моллюсков. Наиболее примитивные из З. м. имеют наружную раковину и мускулистую ногу с боковыми выростами (параподиями). У большинства З. м…



    Заднеязычные согласные

    Заднеязычные согласные, согласные, образуемые подъёмом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По способу образования преград на пути выходящей воздушной струи З. с. разделяются на смычные (например…



    Задний мост

    Задний мост, комплекс узлов или отдельный агрегат шасси самоходных машин (например, автомобиля, трактора), осуществляющий передачу крутящего момента от карданного вала или непосредственно от коробки передач к движителю. У большинства автомобилей З. м. (рис.) имеет картер, кожухи полуосей, редуктор главной передачи с дифференциалом и полуоси. Главная передача и полуоси являются частью трансмиссии автомобиля. На З. м. устанавливаются колёсные тормоза и ступицы с колёсами. Соединение З. м. с рамой или кузовом автомобиля (у безрамных автомобилей — с несущим кузовом) осуществляется посредством подвески. При независимой подвеске задних колёс редуктор главной передачи крепят непосредственно к раме автомобиля, а качающиеся полуоси в этом случае снабжают карданными шарнирами. Картер З. м. представляет собой полую несущую балку и является осью автомобиля. Картеры делают литые из стали или ковкого чугуна и штампованные сварные. Трубчатые кожухи полуосей запрессовывают или вваривают в картер З. м., и они составляют с ним одно целое. Картеры З. м. делают разъёмные (в вертикальной плоскости) и неразъёмные. Картер разъёмного типа состоит из двух частей, соединённых между собой болтами. В средней расширенной части картера З. м. устанавливают редуктор главной передачи. При неразъёмном картере З. м. редуктор главной передачи имеет отдельной картер, который болтами крепится к средней части картера. Расширенная средняя часть картера уменьшает дорожный просвет автомобиля и вынуждает увеличивать высоту расположения пола кузова. Для уменьшения размеров этой части картера (что особенно важно для автомобилей повышенной проходимости и автобусов) редуктор З. м. уменьшают путём введения дополнительных, т. н. колёсных, передач.

    И. Д. Тузовский.