• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Завадский Сильвестр

    Завадский (Zawadzki) Сильвестр (р. 19.10.1921, Варшава), польский учёный-юрист. Член Польской объединённой рабочей партии (ПОРП), профессор Варшавского университета (с 1946). В 1955-67 профессор…



    Завадский Юрий Александрович

    Завадский Юрий Александрович [р. 30.6(12.7).1894, Москва], советский режиссёр и актёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1944. Творческий путь З. начался в 1915 в Студии Е. Б. Вахтангова. В…



    Завал

    Завал, противотанковое, противотранспортное и противопехотное заграждение. Устраивается из деревьев, камней, снега на вероятных путях движения противника, в местах, где объезд или обход З. затруднён…



    Завалишин Дмитрий Александрович

    Завалишин Дмитрий Александрович [31.3(13.4).1900, Петербург, - 29.2.1968, Ленинград], советский учёный в области электротехники, член-корреспондент АН СССР (1960). Окончил Ленинградский…



    Завалишин Дмитрий Иринархович

    Завалишин Дмитрий Иринархович [13(25).6.1804, Астрахань, - 5(17).2.1892, Москва], декабрист, лейтенант флота. В 1822-24 участвовал в кругосветном плавании под командованием М. П. Лазарева. С лета 1825…



    Завалочная машина

    Завалочная машина, служит для завалки (загрузки) в сталеплавильные агрегаты шихты (стального лома, руды, флюсов и др.). Различают З. м.: напольные (рельсовые или безрельсовые) и подвесные.

    Напольные рельсовые З. м. (рис.) устанавливают в мартеновских цехах с крупными печами (ёмкостью 150 т и более). Все узлы машины смонтированы на мосту, который передвигается по рельсам, уложенным на рабочей площадке печного пролёта цеха вдоль фронта печей. Внутри моста перемещается тележка с хоботом, предназначенным для ввода коробки с шихтой (мульды) в завалочное окно печи. Грузоподъёмность таких З. м. от 7 до 15 т. Они просты по конструкции, надёжны в эксплуатации, высокопроизводительны (одна машина может обслуживать 4 печи), но требуют сооружения утяжелённой рабочей площадки. Напольные безрельсовые З. м. предназначены для обслуживания печей малой ёмкости (5—20 т). В отличие от напольных рельсовых З. м., они могут передвигаться в любом направлении и легко разворачиваются даже на небольших площадках.

    Подвесные З. м. работают, как правило, в цехах с печами средней ёмкости (20—150 т). Машина такого типа состоит из мостового крана с главной и вспомогательной (крановой) тележками (последняя предназначена для ремонтных работ и уборки шлака). Грузоподъёмность подвесных З. м. (в числителе — масса шихты в мульде, в знаменателе — грузоподъёмность вспомогательной тележки): 1,5/20, 3/10, 5/20 и 8/20 т. Достоинство подвесных З. м. заключается в том, что из-за отсутствия рельсовых путей облегчается обслуживание печей. К недостаткам машин такого типа относятся сложность конструкции, сравнительно невысокая производительность (каждая машина обслуживает 2—3 печи), невозможность работы в одном пролёте З. м. и заливочных кранов.

    Лит.: Кружков В. А., Металлургические подъемнотранспортные машины, М., 1966.

    С. И. Венецкий.

     

    Мульда (технич.)

    Мульда (от нем. Mulde - корыто), 1) в сталеплавильном производстве - стальная, обычно литая коробка для загрузки шихты в сталеплавильную печь завалочной машиной. Ёмкость М. 0,25-3,3 м3. 2) В доменном…