• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Зааненская порода

    Зааненская порода коз, порода молочного направления. Выведена в Швейцарии, в долине р. Зане (Saane), в середине 19 в. Козы крупные, с крепкой сухой конституцией, хорошо выраженным молочным типом…



    Заар Фердинанд фон

    Заар, Саар (Saar) Фердинанд фон (30.9.1833, Вена, - 24.7.1906, там же), австрийский писатель. Литературную деятельность начал в 1859. Автор трагедии "Император Генрих IV" (1863-67), народной драмы "…



    Забабахин Евгений Иванович

    Забабахин Евгений Иванович [р. З (16).1.1917, Москва], советский физик, академик АН СССР (1968; член-корреспондент 1958). Член КПСС с 1949. Окончил Военно-воздушную инженерную академию (1944)…



    Забайкалье

    Забайкалье, горная область, расположенная к В. от озера Байкал. Простирается почти на 1000 км с С. на Ю. от Патомского и Северо-Байкальского нагорий до государственной границы СССР и более чем на 1000…



    Забайкальск

    Забайкальск, посёлок городского типа, центр Забайкальского района Читинской области РСФСР. Расположен на Ю. области. Ж.-д. станция. Маслодельный завод, предприятия ж.-д. транспорта…



    Забайкальская железная дорога

    Забайкальская железная дорога, образована в июле 1959. Управление — в г. Чите. Пролегает по территории Читинской и Амурской области На З. граничит с Восточно-Сибирской ж. д. (станция Петровский Завод), на В. — с Дальневосточной ж. д. (станция Архара), а также с железными дорогами МНР и КНР. Эксплуатационная длина дороги в современных границах 3417 км. Первая ж.-д. линия в Забайкалье (Петровский Завод — Чита — Куэнга) была сдана в эксплуатацию в 1900. После окончания строительства линий Куэнга — Бурея (1914) и Бурея — Архара — Хабаровск (1915) была создана прямая ж.-д. связь с Дальним Востоком. За годы Советской власти построены участки Чернышевск-Забайкальский — Букачача, Завитая — Поярково, Бурея — Райчиха, Борзя — Соловьёвск и др. З. ж. д. обслуживает районы угледобычи (Черновские копи, Букачача, Арбагарское и Харанорское месторождения), предприятия цветной металлургии, машиностроения, лесной, лёгкой и пищевой промышленности, а также районы развитого сельского хозяйства. Крупные пункты отправления и прибытия грузов: Райчиха, Забайкальск, Чита, Поярково и др. Грузооборот З. ж. д. — около 4% от сетевого. Ежегодно по З. ж. д. отправляется около 30 млн. т различных грузов. В их числе преобладают уголь, лес и строительные материалы минерального происхождения; во ввозе и транзите — нефтепродукты, уголь, лесоматериалы, машины, оборудование, зерно, а также грузы лёгкой промышленности. В составе перевозок местное сообщение занимает 27%, вывоз 20%, ввоз 15% и транзит 38%. Объём пассажирских перевозок по З. ж. д. невелик — около 1,5% от сетевого, причём более половины составляет пассажирооборот, связывающий Дальний Восток с остальными районами страны. Свыше 94% грузооборота и пассажирооборота дороги осуществляется тепловозной тягой (1970).

    Г. С. Райхер.