• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Жеребейка

    Жеребейка, металлическая опора для установки литейных стержней в литейной форме и поддержания их во время заливки формы расплавом. Ж. остаётся в теле отливки и должна с ней хорошо свариваться, поэтому…



    Жеребец

    Жеребец, половозрелый самец-производитель лошади. Обычно крупнее кобылы, отличается более длинными конечностями, более коротким туловищем, лучшим развитием костяка, более крупной головой, большей…



    Жерёбость

    Жерёбость, физиологическое состояние кобылы с момента её оплодотворения до рождения жеребёнка. Продолжительность Ж. в среднем 333 суток (от 307 до 412). Помимо породной и индивидуальной изменчивости…



    "Жерела до iсториi України - Руси"

    "Жерела до icтopиi України - Руси", сборники документальных материалов по истории Украины 16-18 вв., издававшиеся научным товариществом им. Т. Г. Шевченко во Львове. Выходили в 1895-1924. Всего было…



    Жерех

    Жерех (Aspius aspius), второстепенная промысловая рыба семейства карповых. Длина тела 60-80 см, весит 2-4 кг, изредка 10-12 кг. Распространена в бассейне Северного, Балтийского, Чёрного, Каспийского…



    Жерико Теодор

    Жерико (Géricault) Теодор (26.9.1791, Руан, — 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне(1808—10) и П. Герена (1810—11), испытал влияние А. Гро. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо-героизированным образам, Ж. впервые во французском искусстве выразил присущие романтизмуострое чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному воплощению исключительных событий современности и сильных страстей. Уже первые произведения Ж., где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. В 1816—17 в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело,в произведениях Ж. усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Одно из главных произведений Ж. и всего романтического искусства — "Плот Медузы" (1818—19, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс; придавая частному случаю символический смысл, Ж. показывает сложную гамму человеческих чувств — от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности; в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Ж. В 1820—21 в Англии Ж., пораженный своеобразием её облика и быта, изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820—21) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив — повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Ж. — один из пионеров литографии; сохранились также его скульптурные работы.

    Лит.: Жерико о себе и современники о нём, пер. с франц., М., 1962; Прокофьев В. Н., Теодор Жерико, М., 1963; Berger К, Géricault et son oeuvre, P., 1968.

    В. С. Турчин.

     

    Гро Антуан

    Гро (Gros) Антуан (16.3.1771, Париж, - 26.6.1835, там же), французский живописец. Сын художника-миниатюриста. Учился в Париже у Ж.Л. Давида (с 1785) и в Королевской академии живописи и скульптуры (…

    Классицизм

    Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к…

    Романтизм

    Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского…

    Микеланджело Буонарроти

    Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti; иначе - Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (6.3.1475, Капрезе, ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана, - 18.2.1564, Рим)…