• А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ф
  • Э
  • Ю
  • Я
  • Железо

    Железо (латинское Ferrum), Fe, химический элемент VIII группы периодической системы Менделеева; атомный номер 26, атомная масса 55,847; блестящий серебристо-белый металл. Элемент в природе состоит из…



    Железобактерии

    Железобактерии, бактерии, способные окислять закисные соединения железа в окисные и использовать освобождающуюся при этом энергию на усвоение углерода из углекислого газа или карбонатов (см…



    Железобетон

    Железобетон, сочетание бетона и стальной арматуры, монолитно соединённых и совместно работающих в конструкции. Термин "Ж." нередко употребляется как собирательное название железобетонных конструкций и…



    Железобетонная плотина

    Железобетонная плотина, плотина, сооруженная в основном из железобетона, обеспечивающего прочность конструкции. По условиям пропуска воды Ж. п. могут быть глухими (главным образом при высоких напорах)…



    Железобетонные конструкции и изделия

    Железобетонные конструкции и изделия, элементы зданий и сооружений, изготовляемые из железобетона, и сочетания этих элементов. Высокие технико-экономические показатели Ж. к. и и., возможность…



    Железобетонный мост

    Железобетонный мост, мост с железобетонными пролётными строениями и бетонными или железобетонными опорами. Ж. м. могут иметь различные системы: балочную (с разрезными и неразрезными балками), рамную, арочную, комбинированную. Наиболее распространены балочные Ж. м. (рис.). Для перекрытия пролётов от 6 до 18 м обычно применяют пролётные строения плитной конструкции. Пролёты более 12 м перекрывают ребристыми пролётными строениями с главными балками, поддерживающими плиту проезжей части. При пролётах более 40 м балочным пролётным строениям часто придают коробчатое сечение. Арочная система наиболее целесообразна для мостов на прочных грунтах. Пролёты балочных Ж. м. достигают 200 м, арочных — 300 м.

    Основные преимущества Ж. м. — долговечность и сравнительно низкая стоимость эксплуатации. В СССР сооружают в основном сборные Ж. м. из готовых элементов заводского изготовления. При строительстве крупных Ж. м. весьма эффективны способы навесного монтажа пролётных строений и доставка сборных элементов на место плавучими средствами. См. также Мост.

    Лит.: Поливанов Н. И., Железобетонные мосты на автомобильных дорогах, 3 изд., М., 1956; Назаренко Б. П., Железобетонные мосты, М., 1964.

    Е. Е. Гибшман.

     

    Мост (сооружение)

    Мост, сооружение, прокладывающее путь над препятствием. Различают М.: по виду преодолеваемого препятствия - М. через реки и др. водотоки (собственно М.), через дороги (путепроводы), через овраги и…